Университетские вести


Окончание проекта или начало работы
В городе Зосте Земли Северный Рейн-Вестфалия состоялся семинар по по проблемам образования взрослых в рамках двухгодичного российско-немецкого проекта "Квалифицированно модераторов", осуществлявшегося кафедрой управления в социальной сфере при институте ПКПС БелГУ и земельным институтом школы и переподготовки кадров Земли Северный Рейн-Вестфалия.
Напомним, что модераторы - это наиболее опытные и знающие учителя-методисты прошедшие специальную подготовку, с их помощью в школьную практику внедряются новые идеи и распространяется опыт работы лучших педагогов.
Этот четвертый и последний семинар по названной теме подготовлен немецкими коллегами под руководством доктора Петера Браунека для группы российских преподавателей из Белгородского госуниверситета, возглавляемых профессором Т. М. Давыденко. Основной вопрос программы семинара - "Коммуникация". Используемые немецкими коллегами интерактивные методики, позволяют каждому участнику семинара раскрыть свои индивидуальные и творческие способности, обрести уверенность в себе, познать возможности других.
В Зосте гостей встречало очарование наступающей осени. Деревья чуть тронуты золотом. Благоухали поздние цветы. Толстые шмели упорно трудились над ними.
Ретроспективный обзор работы в городе Белгороде и обсуждение роли модератора в системе повышения квалификации в Германии вводят российскую группу в семинар. Раскручивание "Дьявольской спирали" на примере деструктивного диалога и построение "Лестницы в небо" на основе конструктивного диалога создают обстановку творческого сотрудничества. "Интерактивное рисование" в парах продолжает диалоги на невербальном уровне и раскрывает неизвестные таланты. Наблюдение и анализ коммуникативных ситуаций из школьной практики Земли Северный Рейн-Вестфалия по видеозаписи позволяют углубить полученные знания. А предоставленная немецкой командой возможность российским коллегам создать свой видеоматериал для применения на курсах повышения квалификации захватывает всех. И уже забыты тяготы долгой дороги.
Посещение городской интегрированной школы Неттеталь в сопровождении ее методического директора Норберта Шарже, знакомство с ее особенностями и неожиданная встреча с русскоговорящими учениками позволяют ближе познакомиться со спецификой системы образования в Германии.
И снова перед глазами осень. Непривычно маленькие для русского глаза поля, то зеленеющие рапсом, то звенящие высыхающей кукурузой, сменяются аккуратными деревнями и ухоженными городками. Местечко Бад Засендорф известно своим сельскохозяйственным центром, расположенном в старинном замке Хаус Дюссе, где российская группа познает самые существенные вопросы профориентации учащихся в Германии. Учащиеся основной школы им. Конрада Аденауэра из города Лангенберга частые гости этого центра, а ее директор Харалльд Дрешер с удовольствием как специалист в области профориентации сопровождает экскурсию (и почти по-русски принимает гостей в своей школе).
Пять дней пролетели незаметно. Остался последний завершающий, и он насыщен работой. "Концентрация - эмоциональная разрядка - концентрация" на историческом музыкальном материале Германии углубляют проникновение в немецкую культуру, раскрывают необъятные просторы для творчества модератора в системе повышения квалификации. Заключительный анализ - листы обратной связи - дискуссия.
К каким же результатам пришли коллеги из России и Германии к окончанию проекта? В ходе общей дискуссии российские педагоги на первое место поставили состоявшийся диалог систем образования, укрепление сотрудничества между БелГУ и земельным институтом; самопознание, саморазвитие, самосовершенствование каждого члена группы и создание единой команды российских модераторов; освоение методик модерации и их использование в России, разработку программ модерации в России; общение с немецкими коллегами и познание истории, культуры, экономики и современной жизни в Германии. Неожиданно схожие результаты совместной работы увидели немецкие коллеги: детальное знакомство с педагогической реальностью, с методами и формами работы в российской системе образования;
осознание сходства проблем; проверка собственных подходов к повышению квалификации; инициирование положительных изменений в образовательных структурах в Германии и России.
Проект окончен. Что ждет дальше участников проекта? Воплощение приобретенных знаний, рождение новых идей модерации, а, может, как мечтали в Зосте, продолжение сотрудничества на дистанционной основе, создание новой группы российских модераторов или совместной российско-немецкой команды, совместные публикации или стажировки.
Жизнь покажет. Для творческого сотрудничества нет границ. Диалог нельзя прерывать.

С. Боруха. старший преподаватель кафедры управления в социальной сфере при ИПКПС.

БелГУ

Содержание
Следующая статья
Предыдущая статья


Предыдущая статья

Содержание

Следующая статья


Адрес редакции: 308007, Белгород,
ул. Студенческая 12, комната 110.
 Телефон: 34-21-11
Адрес Web-сервера БелГУ:
www.bsu.edu.ru
Редактор
Ю.  Василенко