Научные публикации и издания

Биомониторинг импактных территорий юга Среднерусской возвышенности

Руководитель направления: Захаров Владимир Михайлович. Соруководитель: Снегин Эдуард Анатольевич
Ведущие ученые в данной области: Снегин Эдуард Анатольевич, заведующий кафедрой биоценологии и экологической генетики, доктор биологических наук, доцент / Присный Александр Владимирович, профессор кафедры биоценологии и экологической генетики, доктор биологических наук, доцент / Батлуцкая Ирина Витальевна, заведующая кафедрой биотехнологии и микробиологии, доктор биологических наук, доцент
Код ГРНТИ: 34.35.51

Состав научного коллектива:

• Захаров Владимир Михайлович, директор института устойчивого развития, доктор биологических наук, член корреспондент РАН, заведующий лабораторией постнатального онтогенеза Института биологии развития им. Н.К. Кольцова Российской академии наук (ИБР РАН), главный редактор бюллетеня “На пути к устойчивому развитию России”, председатель Секции здоровья среды Комиссии РАН по сохранению биоразнообразия, член Экспертных советов по присуждению премий РАН им. А.Н. Северцова и И.И. Шмальгаузена, руководитель направления.
  • Снегин Эдуард Анатольевич, заведующий кафедрой биоценологии и экологической генетики, доктор биологических наук, доцент.
  • Присный Александр Владимирович, профессор кафедры биоценологии и экологической генетики, доктор биологических наук, доцент.
  • Батлуцкая Ирина Витальевна, заведующая кафедрой биотехнологии и микробиологии, доктор биологических наук, доцент.
  • Скоркина Марина Юрьевна, доцент кафедры анатомии и физиологии живых организмов, кандидат биологических наук, доцент.
  • Присный Юрий Александрович, доцент кафедры биоценологии и экологической генетики, кандидат биологических наук.
  • Зубарева Екатерина Владимировна, старший преподаватель кафедры анатомии и физиологии живых организмов, кандидат биологических наук.
  • Сычев Антон Александрович, ассистент кафедры биоценологии и экологической генетики.
  • Сладкова Евгения Анатольевна, ассистент кафедры анатомии и физиологии живых организмов.

Основные научные результаты, полученные в течение последних пяти лет:

На протяжении последних пяти лет коллективом ведется научная работа по разработке и распространению методики биологических исследований связанных с охраной природы и сохранения биоразнообразия на основе оценки здоровья популяций животных и растений по стабильность развития (концепция “Здоровье среды”).

Проводятся теоретические и экспериментальные исследования наиболее существенных факторов, определяющих изменчивость популяций различных видов мелких млекопитающих, наземных моллюсков и насекомых в условиях антропогенной нагрузки. В их основе лежат фундаментальные методологические разработки по изучению изменчивости популяций в природных условиях с использованием адекватных методических приемов. Аналогичные подходы авторского коллектива касаются оценки центральных факторов, определяющих состав фауны в разных ландшафтно-зональных условиях и на антропогенно-измененных территориях.

Получены предварительные данные о состоянии генофондов популяций насекомых и наземных моллюсков. В проводимых исследованиях для выявления популяционной структуры видов использовался анализ частот генетически детерминированных фенов раковины, анализ частот фенов фермента эстеразы (метод электрофореза белков в ПААГ), анализ частот комбинационных фенотипов и динамики частот и их комбинаций по возрастным группам вида. Проведена предварительная работа по сканированию различных ДНК маркеров.

Кроме того, коллектив принимал участие в разработке региональной Красной книги Белгородской области, проводил так же работы по инвентаризации териофауны, малакофауны и энтомофауны исследуемых территорий. В частности, был составлен предварительный список видов наземных брюхоногих моллюсков и насекомых недавно созданного на юге Среднерусской возвышенности заповедника "Белогорье". Получены предварительные результаты об отрицательном воздействии Стойленского, Лебединского и Яковлевского горно-рудных производств на прилежащие экосистемы.

Отдельные члены коллектива неоднократно принимали участие в составе международных групп экспертов по оценке загрязнения в районе химических предприятий (юг Украины, север России), района работ по уничтожению химического оружия (Самарская область, Россия), регионе радиационного загрязнения (Брянская обл., Россия) при химическом загрязнении в результате железнодорожной аварии с тяжёлыми экологическими последствиями (разъезд Мыслец, Чувашия, Россия) и т.д.

Также коллективом авторов выполнено комплексное исследование половозрастных особенностей морфофизиологических свойств эритроидных клеток периферической крови на группах лягушек отловленных из промышленно загрязненных и условно чистых зон Белгородской области.

Освоена методика экспериментальной количественной оценки электромеханических характеристик эритроцитов лягушек Rana ridibunda Pall, по критериям ζ-потенциала и механической резистентности эритроцитов в различные сезонные периоды. Полученные результаты позволил нам выстроить концепцию организации (и реорганизации) функциональной системы эффективного кислородообеспечения организма в разные периоды его метаболической активности.

Разработаны и усовершенствованы методы исследования нативных клеток крови in vitro и способы оценки реактивности системы эритропоэза. Новизна полученных результатов подтверждена 5 патентами на изобретение РФ.

Выполнены также предварительные исследования структурно-функциональных особенностей лимфоцитов больных разными формами лейкоза. На основе полученных результатов разработан «Способ прогнозирования течения острого и хронического лимфобластного лейкоза» (заявка № 2013131646, дата приоритета 09.07.2013).

Теоретический уровень ожидаемых результатов по изучению ценозов полностью сопоставим с мировым, а по исследованию изменчивости популяционных систем является приоритетным, по ряду позиций опережающий аналогичные зарубежные разработки.

Важнейшие публикации за последние пять лет:

Монографии

• Бобылев С.Н., Захаров В.М. Модернизация экономики и устойчивое развитие. – Москва: Экономика, 2011. – 295 с.
  • Присный А.В. Животный мир территорий землеотводов горнорудных предприятий и отвалов вскрышных пород // Геоэкологические проблемы оптимизации и биорекультивации отвалов вскрышных пород железорудных месторождений КМА: монография /под общ. ред. А.Г. Корнилова. – Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. – С. 94-113.

Статьи

• Присный Ю.А. Оценка генотоксичности загрязняющих веществ для насекомых в зоне влияния Лебединского ГОКа // Проблемы региональной экологии. – 2009. – №1. – С 64-68.
  • Присный А.В., Мусина А.В. Оценка состояния сообществ с использованием эколого-таксономической структуры комплексов жесткокрылых (Coleoptera) на примере биоценозов железорудного бассейна КМА // Проблемы региональной экологии. – 2009. – №1. – С. 117-120.
  • Скоркина М.Ю., Деркачев Р.В. Сезонная активность эритроцитов лягушек по данным их электрофоретической подвижности // Журнал эволюционной биохимии и физиологии. – 2010. – Т. 46. № 2. – С. 134-137.
  • Скоркина М.Ю., Федорова М.З., Сладкова Е.А. Нанотехнологические подходы в изучении механических свойств клеточных поверхностей при стимуляции и блокаде адренорецепторов // Клеточные технологии в биологии и медицине. – 2010. – № 3. – С. 153-155.
  • Скоркина М.Ю., Федорова М.З., Чернявских С.Д., Забиняков Н.А., Сладкова Е.А. Сравнительная оценка морфофункциональных характеристик нативных и фиксированных эритроцитов // Цитология. – 2011. – Т. 53, №1. – С. 17-21.
  • Присный А.В., Волынкин Ю.Л., Кампос Н.Н., Кичигин Е.В. Чувствительность Stylonychia mytilus к флотореагенту РА-14 // Гидробиологический журнал. – 2011. Т. 47, № 2. – С. 81-88.
  • В.М. Захаров, Н.Г. Кряжева, С.Г. Дмитриев, И.Е. Трофимов. Оценка возможных изменений состояния популяций вследствие климатических изменений (на примере исследования стабильности развития березы повислой). Успехи современной биологии. 2011. Т. 131. № 4. С. 425-430.
  • Трофимов И.Е., Захаров В.М. Анализ динамики показателей стабильности развития для мониторинга последствий изменений климата (на примере жуков-мертвоедов). Успехи современной биологии. 2011. Т. 131. № 4. С. 431-432.
  • Захаров В.М., Шефтель Б.И., Дмитриев С.Г. Изменение климата и популяционная динамика: возможные последствия (на примере мелких млекопитающих в Центральной Сибири).Успехи современной биологии. 2011. Т. 131. № 5. С. 435-439.
  • Снегин Э. А., Сычев А. А. Оценка жизнеспособности популяций особо охраняемого вида Helicopsis striata Müller (Mollusca, Gastropoda: Pulmonata) в условиях юга Среднерусской возвышенности // Теоретическая и прикладная экология. - №2. – 2011. – С. 83-92.
  • Snegin E. A. Assessment of the state of population gene pools of terrestrial mollusks in conditions of influence of ore dressing combines from the example of Bradybaena fruticum Mull. (Gastropoda, Pullmonata) // Russian Journal of Genetics: Applied Research. – 2011. – Vol. 1, N. 5. – Р. 379-389.
  • Снегин Э. А. К вопросу о роли принципа основателя в формировании генофондов адвентивных колоний на примере Chondrula tridens (Gastropoda, Pulmonata) // Зоологический журнал. – 2011. – Т.90, № 6. – С. 643-648 (Web of Science, IF 0,253)
  • Snegin E. A. The genetic structure of model species populations of terrestrial mollusks in conditions of urbanized landscape using the example of Chondrula tridens Müll (Gastropoda, Pulmonata) // Russian Journal of Genetics: Applied Research. – 2012. – Vol. 2, N. 2. – Р. 160–170.
  • Скоркина М.Ю. Осморегуляторные реакции эритроцитов лягушек в условиях активации и блокады Са2+ каналов // Журнал эволюционной биохимии и физиологии. – 2012. – Т. 48, № 2. – С. 126-129.
  • Prisniy Yu.A. Contributions to the Mosquito Fauna (Diptera, Culicidae) of Belgorod Province // Entomological Review. – Pleiades Publishing, Inc., 2012. – Vol. 92. – №9. – P. 994–1001.
  • Присный Ю.А. Оценка состояния особо охраняемых природных территорий Белгородской области на основе частот встречаемости аномалий у жужелиц (Carabidae) // Научные ведомости БелГУ. Сер. «Естественные науки». – 2013. – №7 (160). Вып. 24. – С. 72-76.
  • Снегин Э. А. Анализ генетической изменчивости популяций наземного моллюска Сhondrula tridens Müll. (Gastropoda, Pulmonata) с использованием RAPD и ISSR маркеров // Экологическая генетика. 2013. T. XI. № 3. С. 37-47.
  • Snegin E.A. Analysis of Cytogenetic Stability in Natural Populations of Terrestrial Mollusks (Based on DNA Comet Assay)// Russian Journal of Developmental Biology, 2014, Vol. 45, No. 3, pp. 143–148.

Участие в течение последних пяти лет в международных и федеральных научно-технических программах, выполнении грантов различного уровня, участие в международных проектах и т.п.:

1. 1.Государственный контракт № 37 на выполнение работ по созданию кадастра особо охраняемых природных территорий областного управления Белгородской области. Администрация Белгородской области.
  2. Государственный контракт № 39 на выполнение работ по созданию кадастра особо охраняемых природных территорий областного управления Белгородской области. Администрация Белгородской области.
  3. Договор 39/08 на выполнение научно-исследовательской работы по подготовке «Паспорта на ботанический заказник «Соломинская дубрава» и «Паспорта на памятник природы «Дуб-долгожитель».
  4. Министерство образования и науки РФ, грант ФЦП РНПВШ 2.2.3.1/3723 «Расширение и научное использование регионального генетического криобанка видов беспозвоночных животных созданного при зоологическом музее Белгородского государственного университета» (2009 – 2011 гг.).
  5. Грант РФФИ № 09-04-97513 р_центр_а «Состояние генофондов популяций фоновых видов животных в условиях атропогенно-измененного лесостепного ландшафта юга Среднерусской возвышенности» (2009 – 2011 гг.).
  6. Министерство образования и науки РФ, госкотракт П 1050 на проведение поисковых научно-исследовательских работ по направлению «Общая биология и генетика» в рамках мероприятия 1.2.2 Программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. «Оценка генетической эрозии в популяциях животных особо охраняемых природных территорий в условиях урбанизированных ландшафтов Среднерусской возвышенности (2010 – 2012 гг.).
  7. Министерство образования и науки РФ. Госзадание № 4.8480.2013 «Оценка жизнеспособности популяций актуальных видов в условиях оптимизации участков Изумрудной сети ООПТ на юге Среднерусской возвышенности» (2013 г.).

Подготовка кадров высшей квалификации (в т.ч. за последние пять лет):

Подготовлено: 5 кандидатов наук и 1 доктор наук.

1. Диссертационный совет Д 002.238.01 при Институте биологии развития им. Н. К. Кольцова РАН (г. Москва)
  2. Диссертационный совет Д 2012.015.12 при Белгородском государственном национальном исследовательском университете

Данные о защищенных диссертациях:

• Коваленко Я.Н., 13 декабря 2011 г., кандидатская диссертация «Эколого-фаунистическая характеристика ксилофильных жесткокрылых (Insecta: Coleoptera) юга Среднерусской лесостепи», специальность 03.02.08 – экология.
  • Крестинина Н.В., 15.05.2012 г., кандидатская диссертация «Управление параметрами искусственной экосистемы учебных помещений посредством озеленения»специальность 03.02.08 – экология.
  • Снегин Э.А., 25 сентября 2012 г., докторская диссертация «Пространственные и временные аспекты эколого-генетической структуры популяций беспозвоночных животных (на примере наземных моллюсков и насекомых юга Среднерусской возвышенности», специальность 03.02.08 – экология.
  • Болховитина Е.А., 25.12.2012 г., кандидатская диссертация «Анатомо-морфологические особенности кутикулярного аппарата переднегруди клопа-солдатика (Pyrrhocorisapterus L.) в различных биотопах юга Среднерусской возвышенности», специальность 03.02.08 – экология.
  • Стручаев В.В., 25 июня 2013 г. кандидатская диссертация «Скрытоживущие членистоногие-филлофаги деревьев и кустарников, интродуцированных на юге Среднерусской возвышенности», специальность 03.02.08 – экология.
  • Андреев А А.С., 6 мая 2014 г., кандидатская диссертация «Жуки-листоеды (Coleoptera: Chrysomelidae) Белгородской области: фауна, экология, хозяйственное значение»специальность, 03.02.08 – экология

Общественное признание:

Захаров В. М. является лауреатом премии Правительства РФ в области науки и техники 2010 г. (за разработку научных основа и внедрение комплекса методов биомониторинга для устойчивого эколого-экономического развития территорий Волжского бассейна).

Имеет благодарности Президента РФ, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

«Почетный работник охраны природы».

Организация научных мероприятий:

Ежегодно, в рамках работы комиссии по сохранению биологического разнообразия РАН под руководством В. М. Захарова проходит всероссийский научный семинар «Гомеостатические механизмы биологических систем: организация фонового мониторинга».

Связь с другими организациями:

• Института биологии развития им. Н.К. Кольцова РАН;
  • Институт экологии растений и животных УрО РАН;
  • Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН;
  • Институт общей генетики им. Н. И. Вавилова РАН;
  • Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова.

Учебно-методическая работа:

• Разработка и чтение курса лекций "Экологическая политика и устойчивое развитие". Политологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова.
  • Разработка и чтение курса лекций "Устойчивое развитие и экология". Российский международный олимпийский университет.
  • Разработка и чтение курсов лекций для студентов НИУ БелГУ «Основы биологии», «Зоология», «Экология и рациональное природопользование», «Сравнительная анатомия», «Экология животных», «Этология», «Теория систематики», «Генетические процессы в популяциях», «Глобальная экология», «Общая энтомология», ««Общая экология», «Теория эволюции», «Новые информационные технологии в биологии», «Иммунология», «Цитология и гистология», «Молекулярная генетика»