Навигация
Новости науки
Структура управления научной деятельностью
Научные направления
Научные мероприятия
Конкурсы и гранты
Программы, проекты
Научные публикации и издания
Повышение квалификации
Диссертационные советы
Защита диссертаций
Лучшие аспиранты
Зимняя школа будущего аспиранта
Интерактив
Научные ресурсы
Электронный архив открытого доступа
НИУ «БелГУ» приглашает
НИУ



НИУ

Когнитивно-семиологическая лингвокультурология

Руководитель направления: Алефиренко Николай Федорович
Ведущие ученые в данной области: доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры филологии Шипицына Галина Михайловна / доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры филологии Чумак-Жунь Ирина Ивановна / доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры филологии Озерова Елена Григорьевна
Код ГРНТИ: 16.21.00; 13.07.00; 02.15.31

Состав научного коллектива:

  • д.ф.н., проф. Г.М. Шипицына
  • д.ф.н., проф. С.А. Кошарная
  • д.ф.н., проф. И.А. Нагорный
  • к.ф.н., доц. С.Ю. Нагорная
  • д.ф.н., проф. Л.И. Плотникова
  • д.ф.н., проф. И.И. Чумак-Жунь
  • к.ф.н., доц. И.И. Жиленкова
  • д.ф.н., проф. Озерова Е.Г.
  • д.ф.н., проф. Огнева Е.А.
  • д.ф.н., проф. Скокова Т.Н.
  • к.ф.н., ст. преп. Ярощук И. А.
  • к.ф.н., ст. преп. Воронкова О.А.
  • асс. Стебунова К.К.
  • Магомедова А. В. (аспирант БелГУ)
  • Николаенко Я. (аспирант БелГУ)
  • Маслова Ю. В. (аспирант БелГУ)
  • Штальман М. (студент БелГУ)
  • Поддубная А. (аспирант БелГУ)

Иногородние ученые, входящие в состав научного направления:

  • З.Р. Аглеева (Астрахань)
  • Г.В. Белякова (Астрахань)
  • И.В. Быдина (Волгоград)
  • К.И. Декатова (Волгоград)
  • Л.Г.Золотых (Астрахань)
  • Л.Ю. Касьянова (Астрахань)
  • Е.Б. Никифорова (Волгоград)
  • С.В. Ракитина (Волгоград)
  • Н.Г. Чекалина (Волгоград)

Актуальность, основные результаты и другая информация о научном направлении

Несмотря на всеобщий интерес лингвистов к проблемам лингвокультурологии, данная отрасль лингвистического знания требует методологического и методического обоснования, которое бы вывело ее из состояния описательно-иллюстративной дисциплины в ведущую отрасль когнитивной лингвистики. В настоящее время одни исследователи заявляют о так называемом концептуальном анализе, другие (в том числе и Е.С. Кубрякова), констатируют, что осуществление такого рода анализа, к сожалению пока, невозможно, поскольку еще не разработан для этих целей специальный лингвистический метод. Одним из таких методов может быть предлагаемый нами метод когнитивно-семиологической комбинаторики.

В мировой науке определились два лингвокультурологических направления – эпистемологическое и страноведческое. Необходимость когнитивно-семиологического направления в лингвокультурологии вытекает из основополагающих трудов корифеев отечественного языкознания XIX –XX веков А.А. Потебни, Н.В. Крушевского, Д.С. Лихачева, Ю.С. Степанова и др. «Концептосфера языка, – писал акад. Д.С. Лихачев, – это, в сущности, концептосфера русской культуры. <…> Национальный язык – это не только средство общения, знаковая система для передачи сообщений. Национальный язык в потенции – как бы «заместитель» русской культуры». Концепт как основная когнитивная структура определяется как «сгусток культуры в сознании человека» (Ю.С. Степанов). К когнитивно-культурологическому пониманию природы концепта подводят исследования А. Вежбицкой, Е.С. Кубряковой и др. Это первая (когнитивно-культурологическая) составляющая когнитивной семиологии. Вторая составляющая данного направления – семиологическая.

За рубежом семиологический подход к изучению языкового значения несколько специфически разрабатывается в трудах А.-Ж. Греймаса. В его представлении, семиологический и семантический подходы являются двумя разными способами представления смыслового содержания, элементы которого, встречаясь в дискурсе, образуют единицы проявления различных форматов представления языкового значения.

В настоящее время созданы все необходимые предпосылки не только для обоснования, но и для разработки конкретного категориального и методического «инструментария», без которого становление когнитивной и дальнейшее развитие когнитивно-семиологической лингвокультурологии невозможно. В мировой науке постструктурального периода также возрождается интерес к смыслообразующему взаимоотношению языка и мышления (Э. Рош, Е. Бартминский, Р. Ленекер), но, к сожалению, без учета накопленного в нашей отечественной науке исследовательского опыта.

Фундаментальные результаты:

Учеными научного направления рассматриваются проблемы становления когнитивно-семиологическойтеории слова в аспекте взаимодействия когнитивно-дискурсивной лингвистики и лингвокультурологии. Проф. Н.Ф. Алефиренко разрабатываются ее методологические принципы, категории и методы. Определяются синергетические истоки сопряженного кодирования культурно-исторического опыта системой языка и системой мышления. С.А. Кошарной реконструируется мифологическая картина мира по данным языка, разработана схема концептуального анализа ключевых слов культуры. Г.М. Шипицыной моделируются семантико-словообразовательные процессы порождения смысла слов, И.И. Чумак-Жунь, И.В. Быдиной и Н.Г. Чекалиной определены понятия «поэтический дискурс», «дискурсивное пространство поэтического текста», «поэтический концепт», «поэтический метадискурс», «поэтическая прецедентная ситуация». И.А. Нагорный описывает речесмысловую динамику служебных частей речи, С.Ю. Нагорная разрабатывает диахроническую модель текстопорождения. С.В. Ракитина вводит новую единицу исследования – коммуникативно-когнитивный блок. Все это позволяет рассматривать русское когнитивно-семиологическое пространство как многоуровневый, комплексный, полифонический феномен. На данном этапе полученные исследователями научного направления результаты позволяют (а) погружаться в дискурсивный мир субъектов речи; (б) прогнозировать появление их дискурсов, направленных на осмысление нового, рождающегося знания, обращённых к адресатам (оппонентам и единомышленникам); (в) моделировать когнитивно-семиологические дискурсы говорящего человека.

Научные исследования д.ф.н. С.А. Кошарной посвящены проблеме этнокультурной языковой личности; д.ф.н. Л.И. Плотниковой – когнитивно-культурологической ауре нового слова; д.ф.н., проф. Г.М. Шипицыной – семантико-словообразовательной структуре русского слова; доц. И.И. Чумак-Жунь – дискурсивному пространству поэтического текста; И.А. Нагорного – этнокультурной семантике модальных частиц; С.Ю. Нагорной – этноязыковому описанию старообрядческих текстов; И.И. Жиленковой – топонимике Белгородчины.

В выполнении исследовательской программы научного направления принимают участие ученые из других вузов – ученики проф. Н.Ф. Алефиренко. Когнитивно-семиологические основания текста исследуются С.В. Ракитиной и Н.Г. Чекалиной (Волгоград), когнитивная семантика идиом – предмет докторской диссертации К.И. Декатовой (Волгоград) и Л.Г. Золотых (Астрахань), когнитивные проблемы неологии – Л.Ю. Касьяновой. З.Р. Аглеева (Астрахань) изучает фразеологические средства репрезентации синтаксических концептов, Е.Б. Никифорова (Волгоград) исследует динамику семантических изменений русского слова.

С позиций когнитивно-дискурсивного подхода была выделена единица научного текста – коммуникативно-когнитивный блок. Содержательный объём используемой единицы соотносится с содержательным объёмом дискурса, объективированного в анализируемом пространстве текста. Вводится единица исследования – коммуникативно-когнитивный блок, служащая не только выявлению соответствия прогнозируемых автором и реализованных им в собственном тексте дискурсивных смыслов, но и установлению идентичности дискурса текстовым и языковым показателям анализируемого объекта.

Направления исследований

1) моделирование фрагментов логико-понятийных систем, связанных с особенностями этнокультурного осмысления действительности;

2) анализ современного словоупотребления и выявление посредством анализа авто- и гетеростереротипов;

3) выявление ассоциативных связей слов с учетом коммуникативной ситуации;

4) концептуальный анализ слов и фразеологизмов как носителей общественно значимой культурной информации;

5) восстановление истории слов-носителей общественно значимой культурной информации и культурного понятия на протяжении всего периода существования русского языка.

Грантовая активность и хоздоговоры за последние 5 лет.

1) Функционально-коммуникативная лексикология: слово в дискурсивной деятельности человека (проект № 2.1.3/2460 аналитической ведомственной целевой программы “Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 годы)”)

2) Косвенная номинация в ценностно-смысловом познании мира (Соглашение № 14.A18.21.0993), 2012-2013 гг.

3) Когнитивно-семасиологическая стратегия развития современного языкознания (код проекта № 241), 2013-2016 гг.

Основные публикации за последние 5 лет.

Алефиренко Н.Ф., Семененко Н.Н. ЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛ РУССКИХ ПАРЕМИЙ В СВЕТЕ КОГНИТИВНОЙ ПРАГМАТИКИ [Текст] // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2010. Т. 85. № 6-2. С. 169-180.

Алефиренко Н.Ф. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ В СВЕТЕ ФРЕЙМОВОЙ СЕМАНТИКИ [Текст] // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Филология, история, востоковедение. 2011. № 2. С. 11-17.

Алефиренко Н.Ф. ЛИНГВОКУЛЬТУРАЛЬНАЯ ПРИРОДА МЕНТАЛЬНОСТИ [Текст] // Язык. Словесность. Культура. 2011. № 1. С. 20-39.

Алефиренко Н.Ф. КОГНИЦИЯ И ЕДИНИЦЫ ЛИНГВОКУЛЬТУРНОГО СОЗНАНИЯ [Текст] // Когнитивные исследования языка. 2011. № 8. С. 179-181.

Алефиренко Н.Ф., Перехватова Е.И. ФРАЗЕМОСЕМИОЗИС В СВЕТЕ КОГНИТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ТЕКСТА [Текст] // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. Т. 11. № 18 (113). С. 5-15.

Алефиренко Н.Ф. ИМПЛИЦИТНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА КАК КОГНИТИВНО-ДИСКУРСИВНАЯ КАТЕГОРИЯ [Текст] // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. Т. 10. № 12. С. 5-11.

Алефиренко Н.Ф. ЖИЗНЕСМЫСЛЫ РУССКОЙ ПРОВИНЦИИ В ЗЕРКАЛЕ ЯЗЫКА [Текст]// Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2011. № 1-1. С. 124-130.

Алефиренко Н.Ф., Семененко Н.Н. РУССКАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ И ПАРЕМИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА: КОГНИТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ [Текст]// Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2011. № 1. С. 5-10.

Алефиренко Н.Ф. СОБЫТИЙНАЯ СИНЕРГЕТИКА ИМПЛИЦИТНОСТИ ТЕКСТА В ЛИНГВОПОЭТИЧЕСКОМ ОСВЕЩЕНИИ [Текст]// Филология и культура. 2011. № 23. С. 114-119.

Алефиренко Н.Ф. СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИДИОМЫ КАК ПРЕДМЕТ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ [Текст]// Проблемы истории, филологии, культуры. 2011. № 3. С. 484-488.

Алефиренко Н.Ф. КАТЕГОРИЯ ИМПЛИЦИТНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА В КОГНИТИВНО-ДИСКУРСИВНОМ АСПЕКТЕ [Текст]// Гуманитарные исследования. 2011. № 2. С. 28-34.

Алефиренко Н.Ф. НАУЧНОЕ И ОБЫДЕННОЕ В ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА [Текст]// Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 24. С. 11-14.

Алефиренко Н.Ф., Озерова Е.Г. ОСОБЕННОСТИ ЛИРИКОПРОЗАИЧЕСКОГО ТЕКСТОПОРОЖДЕНИЯ ПОЭТИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ [Текст]// Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2011. Т. 17. № 3. С. 123-127.

Алефиренко Н.Ф. ТЕОРИЯ ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ: В ПОИСКАХ МЕТОДОЛОГИИ [Текст]// Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Филология, история, востоковедение. 2012. № 2. С. 7-12.

Алефиренко Н.Ф., Скокова Т.Н. КОГНИТИВНЫЕ ОСНОВАНИЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИИ [Текст] // European Social Science Journal. 2012. № 6. С. 228-295.

Алефиренко Н.Ф., Голованева М.А., Озерова Е.Г., Чумак-Жунь И.И. ТЕКСТ И ДИСКУРС [Текст]// Международный журнал экспериментального образования. 2012. № 2. С. 85-86.

Алефиренко Н.Ф. КОГНИТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ КОСВЕННОЙ НОМИНАЦИИ [Текст] // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2012. № 4. С. 5-13.

Алефиренко Н.Ф. ТЕОРИЯ РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ И ПРАГМАТИКА ДИСКУРСА [Текст]// Вестник Кемеровского государственного университета. 2012. Т. 4. № 3. С. 16-21.

Алефиренко Н.Ф. КОГНИТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЕ ИСТОКИ ВНУТРЕННЕЙ ФОРМЫ ЗНАКОВ КОСВЕННОЙ НОМИНАЦИИ [Текст] // Гуманитарные исследования. 2012. № 4 (44). С. 007-014.

Алефиренко Н.Ф. СМЫСЛ КАК ЛИНГВОФИЛОСОФСКИЙ ФЕНОМЕН [Текст]// Вестник Томского государственного университета. Филология. 2013. № 1 (21). С. 5-14.

Алефиренко Н.Ф., Жилина Я.С., Магомедова А.В. КУЛЬТУРНО-ПРАГМАТИЧЕСКАЯ АУРА ЗНАКОВ КОСВЕННОЙ НОМИНАЦИИ [Текст] // Гуманитарные исследования. 2013. № 2 (46). С. 061-070.

Алефиренко Н.Ф., Голованева М.А., Озерова Е.Г., Чумак-Жунь И.А. ТЕКСТ И ДИСКУРС [Текст] : уч. пособие. – М.: Флинта-Наука, 2011.

Алефиренко Н.Ф. ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ЯЗЫКА [Текст] : монография. – М., 2013.

Алефиренко Н.Ф. ИСТОРИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ [Текст] : учебное пособие. – Белгород, 2013.

Озерова Е.Г. ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ В ДИСКУРСЕ ЛИРИКОПРОЗАИЧЕСКОГО ТЕКСТА [Текст]: монография. – М., 2013.

Озерова Е.Г. РУССКИЙ ЛИРИКОПРОЗАИЧЕСКИЙ ТЕКСТ: КОГНИТИВНО-ДИСКУРСИВНЫЙ АСПЕКТ [Текст] : монография. – М., 2013.

Алефиренко Н.Ф. РУССКИЙ ЯЗЫК В МАСС-МЕДИА [Текст] : монография. – М., 2013.

Черкашина Е.В., Чумак-Жунь И.И. РАННИЙ ГОГОЛЬ: ДИАЛОГ ДВУХ КУЛЬТУР [Текст]: монография. – LAP Lambert Academic Publishing. 2013/

Алефиренко Н.Ф. ВВЕДЕНИЕ В КОГНИТИВНУЮ ФРАЗЕОЛОГИЮ: ОБРАЗНЫЕ УСТОЙЧИВЫЕ СОЧЕТАНИЯ И ПОЗНАНИЕ [Текст] : монография. – М., 2011.

Список защищённых диссертационных работ, выполненных в рамках данного научного направления, за последние 5 лет.

1. Аглеева З.Р. Фразеологизация сложноподчинённых предложений разноструктурных языков как когнитивно-синтаксическая проблема : диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук / 10.02.19 – теория языка. – Белгород, 2012.

2. Бобровская Г.В. Элокутивные средства газетного дискурса в коммуникативно-прагматическом аспекте (на материале русского языка): диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук / 10.02.01 – русский язык. – Волгоград, 2011.

3. Голованева М.А. Коммуникативно-когнитивное пространство русской драмы конца XX века: диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук / 10.02.01 – русский язык. – Волгоград, 2013.

4. Озерова Е.Г. Дискурсивное пространство русского лирикопрозаического текста : диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук / 10.02.01 – русский язык. – Белгород, 2012.

5. Паршина И.Г. Сравнение как дискурсивно-стилистическая фигура региональной когнитивной поэтики: диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / 10.02.01 – русский язык. – Белгород, 2012.

6. Семененко Н.Н. Когнитивно-прагматическая парадигма паремической семантики (на материале русского языка): диссертация на соискание учёной степени доктора филологических наук / 10.02.01 – русский язык. – Белгород, 2011.

7. Симоненко Е.И. Прагматический потенциал фразеологизмов в ценностно-смысловом пространстве художественного дискурса (на материале русской литературы XIX-XXI веков) : диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук / 10.02.01 – русский язык. – Белгород, 2013.

8. Черкашина Е.В. Языковые средства создания образа Украины в ранних произведениях Н.В. Гоголя (на материале цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки») : диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук / 10.02.01 – русский язык. – Белгород, 2012.

9. Юй Шэнбо. «ЧЕЛОВЕК» как объект фразеологической репрезентации (на материале русского и китайского языков) : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / 10.02.19 – теория языка. – Белгород, 2010.

10. Ярощук И.А. Когнитивно-метафорическая палитра текста (на материале художественной прозы писателей Черноземья) : диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук / 10.02.01 – русский язык. – Белгород, 2013.


Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сообщение об ошибке автоматически отправится в редакцию.
Пользователям
Быстрый переход
Актуально
V Всероссийский Фестиваль науки
115176197 посещений
39021732 уникальных
3380 заходили сегодня
80 сейчас онлайн
12+

Оставайтесь с нами:
RSS YouTube Facebook
Twitter VK Instagram

Вверх