НОЦ «Инновационные решения в АПК»
V Молодежный форум университетов стран ШОС-2020
Научные издания БелГУ

Учёные НИУ «БелГУ» выявили генетический фактор риска возникновения гипертонии у европейского населения Центральной России

На основе полученных данных медики смогут своевременно начать профилактику в группах риска

По статистике сердечно-сосудистые заболевания являются одной из ведущих причин смертности в мире. При этом наибольшую угрозу среди них представляет эссенциальная гипертензия – хроническое заболевание, выражающееся в длительном и устойчивом повышении артериального давления. В настоящее время от осложнений эссенциальной гипертензии – инсульта, инфаркта миокарда, почечной недостаточности и других – в мире ежегодно умирают более девяти миллионов человек. По некоторым прогнозам, количество людей, страдающих от эссенциальной гипертензии, к 2025 году достигнет полтора миллиарда человек.

Специалисты отмечают, что развитие этого хронического заболевания определяется сложными механизмами взаимодействия генетических факторов и факторов окружающей среды. Так, например, по результатам мировых исследований, однонуклеотидные полиморфизмы генов матриксных металлопротениза (ММР) связаны с эссенциальной гипертензией и ее осложнениями у населения Австралии, Швеции, США, Бразилии и Сербии.

Учёные НИУ «БелГУ» провели аналогичное исследование и установили взаимосвязь между однонуклеотидным полиморфизмом семи генов MMP и развитием эссенциальной гипертензии у населения Центральной России.

В исследовании приняли участие более 1400 пациентов Белгородской областной клинической больницы Святителя Иоасафа: в состав экспериментальной группы вошли 939 человек с эссенциальной гипертензией, а в состав контрольной группы – 466 здоровых пациентов.

Как рассказал заведующий кафедрой медико-биологических дисциплин НИУ «БелГУ» Михаил Чурносов, дополнительными критериями отбора участников эксперимента были самоидентификация в качестве русских и происхождение, связанное с территорией Центральной части России.

- Нам удалось установить, что генетический полиморфизм локуса rs11568818 MMP7 и ген-генные взаимодействия восьми однонуклеотидных полиморфизмов связаны с риском развития эссенциальной гипертензией в европейской популяции Центральной России, – отметил Михаил Иванович.

Ссылаясь на мировые исследования, учёный обратил внимание на интересный феномен: экспериментальные данные о возможном влиянии этого маркера на развитие сердечно-сосудистых заболеваний у разных этнических групп были несколько противоречивыми. Например, у носителей генотипа GG rs11568818 MMP7 в популяции Швеции был обнаружен повышенный риск развития сердечно-сосудистой патологии, в то время как в популяциях Индии, Мексики и Турции не была найдена связь между присутствием этого маркера и эссенциальной гипертензией с ее осложнениями.

- Возможно, наблюдаемые несоответствия связаны с различиями в методике исследований, с этническими особенностями механизмов развития и средовых факторов риска этого заболевания, а также с этническими различиями в генетической структуре рассматриваемых популяций. Это предстоит выяснить в перспективе, – рассказал Михаил Иванович.

Учёные НИУ «БелГУ» также подробно изучили и обобщили фенотипические характеристики участников эксперимента. Выяснилось, что пациенты с эссенциальной гипертензией в среднем имеют более высокий индекс массы тела, уровень холестерина и глюкозы, курят и злоупотребляют алкоголем.

Для справки: Результаты исследования опубликованы в высокорейтингом журнале SCIENTIFIC REPORTS, который входит в 10 лучших журналов мира по базам данных Scopus и Scimago (в разделе мультидисциплинарные журналы).

Подробнее изучить результаты исследования можно здесь: https://www.nature.com/articles/s41598-021-84645-4

Собинформ
Фотогалерея

05.07.2021

<< Назад к списку  | Просмотров: 713

ВКонтакте Facebook Одноклассники Twitter Livejournal Mail.Ru

Войти на сайт, чтобы оставить комментарий.