Навигация
Управление университетом
Институты, факультеты и филиалы
Управления, центры, отделы
Советы и комиссии
Научные подразделения
Приемная комиссия
Инфраструктурные подразделения
Прочие учебные подразделения
Административно-хозяйственная часть
Общественно значимые организации и объединения
Студенческие объединения
Интерактив

Последняя тема блога:

10.11.2017 18:12:09
Про кота

Просмотров: 1697 Комментариев: 1

Последний комментарий блога:

Факультет историко-филологический

Адрес: ул. Студенческая,14, корпус 4, этаж 6, кабинет 601
тел. (4722) 30-18-51
декан историко-филологического факультета Педагогического института  –  Папков Андрей Игоревич
кандидат исторических наук, доцент
тел. (4722) 30-18-50
е-mail: Papkov@bsu.edu.ru
Положение о факультете (утв. 26.08.2013)
Объявления и события
Web-сайт
ППС
Институт педагогический

Деканат

Заместитель декана по учебной и методической работе – Половнева Марина Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии
тел.: (4722) 30-18-22, e-mail: Polovneva@bsu.edu.ru

Заместитель декана по заочному обучению и дополнительному профессиональному образованию – Оноприенко Инна Григорьевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры российской истории и документоведения
тел.: (4722) 30-18-52, e-mail: Onoprienko@bsu.edu.ru

Заместитель декана по социально-воспитательной работе – Прокопенко Сергей Николаевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории
тел.: (4722) 30-13-00 * 27-50, e-mail: SProkopenko@bsu.edu.ru

История факультета

Историко-филологический факультет в структуре НИУ «БелГУ» появился 2 сентября 2013 г. в результате слияния двух факультетов: исторического и филологического, имеющих свою многолетнюю историю.

Корпус №4, ул. Студенческая, 14

Филологический факультет ведет свою летопись с 1944 года, с филологического отделения Учительского института в г. Старый Оскол. В 1954 г. отделение было преобразовано в факультет русского языка и литературы в связи с реорганизацией Старооскольского учительского института в Педагогический институт. В 1957 г. институт был перенесен из г. Старый Оскол в г. Белгород, где в 1958 г. состоялся первый выпуск 86 учителей русского языка и литературы. В 1995 г. в связи с получением вузом статуса педагогического университета факультет был переименован в филологический.

Деканами филологического факультета (до 1995 г. факультета русского языка и литературы) в разное время были: Хабургаев Г.А., Оводенко В.П., Августевич И.И., Соцкова О.А., Шевелев Н.А., Трунова Л.И., Ковалев А.Г., Благасова Г.М, Гринева С.П., Нагорный И.А., Липич В.В.

История образования и развития исторического факультета тесно связана с развитием педагогического образования в Белгородской области (в связи с активным строительством школ, созданием школ-комплексов и нехваткой учителей истории) в сентябре 1977 года было принято решение открыть на базе Белгородского государственного педагогического института им. М.С. Ольминского исторический факультет.

Деканами исторического факультета были: Дворецкий Е.В., Руднева Н.И., Прокофьева Е.Ю., Шатохин И.Т.

Декан историко-филологического факультета Папков Андрей Игоревич,
кандидат исторических наук, доцент

Факультет сегодня

Сегодня историко-филологический факультет - это:

  • более 900 студентов;
  • более 40 аспирантов;
  • 58 штатных преподавателей, из них: 13 докторов наук, профессоров; 36 кандидатов наук;
  • 3 кафедры;
  • 4 направления подготовки;
  • 5 направлений фундаментальных и прикладных исследований;
  • аспирантура по отечественной и всеобщей истории, по русскому языку и литературе;
  • 25 учебных аудиторий, в том числе 9 специализированных;
  • журнал «Научные ведомости БелГУ» (включен в список рекомендованных изданий для апробации результатов диссертационных исследований ВАК России) серия «История. Политология. Экономика. Информатика» и «Филология. Журналистика. Педагогика. Психология»;
  • международный сетевой журнал «TRACTUS AEVORUM: эволюция социокультурных и политических пространств»;
  • регулярные международные научные конференции: «Кондаковские чтения»; «Классическая и византийская традиция»; «Белгородский диалог. Проблемы российской и всеобщей истории»; «Духовные векторы литературы: сопряжения и пересечения».
  • 1 археологическая экспедиция и 3 отряда в составе крупных археологических экспедиций.

Структура факультета

В настоящее время подготовку студентов на историко-филологическом факультете осуществляют 3 кафедры:

  • Кафедра российской истории и документоведения, заведующий кафедрой – Сергиенко Марина Александровна, кандидат исторических наук, e-mail: Sergienko@bsu.edu.ru;
    Адрес: ул. Студенческая 14, корп. 4, ауд. 613, тел. (4722) 30-18-53.
    Кафедра является выпускающей по двум направлениям подготовки: История и Документоведение и архивоведение, а также обеспечивает образовательную деятельность по базовым дисциплинам исторического цикла по направлению подготовки Педагогическое образование, образовательный профиль История и обществознание. Закрепление полученных знаний происходит во время практик: археологической, научно-библиографической, архивной, музейной, педагогической, производственной по документоведению и по архивоведению.
  • Кафедра всеобщей истории, заведующий кафедрой – Болгов Николай Николаевич, доктор исторических наук, профессор, e-mail: Bolgov@bsu.edu.ru;
    Адрес: ул. Студенческая 14, корп. 4, ауд. 614, тел. (4722) 30-18-83.
    Кафедра является выпускающей по направлению подготовки Педагогическое образование, образовательный профиль История и обществознание, а также обеспечивает образовательную деятельность по направлению подготовки История. В составе кафедры выделена секция общеисторических дисциплин, осуществляющая учебно-методическую и научно-исследовательскую работу по нескольким историческим дисциплинам основных образовательных программ высшего образования в неисторических институтах и факультетах.
  • Кафедра филологии, заведующий кафедрой – Чумак-Жунь Ирина Ивановна, доктор филологических наук, доцент, e-mail: Chumak@bsu.edu.ru;
    Адрес: ул. Студенческая 14, корп. 2, ауд.338, тел. (4722) 30-13-00 * 28-26.
    Кафедра является выпускающей и обеспечивает подготовку специалистов в области русской словесности. Кафедра характеризуется стопроцентным составом специалистов, имеющим ученую степень. Здесь работают ученые, известные не только в нашей стране, но и за рубежом: проф. Н.Ф. Алефиренко, проф. И.А. Нагорный, проф. В.К. Харченко, проф. Г.М. Шипицына. Действуют научные школы по лингвокультурологии и по теории языкового позитива, создается архив семейных родословных, зарегистрированы авторские электронные базы данных «Мозаика разговорной речи» и «Детская речь: материалы для изучения детского лонгитюда».

Учеба на факультете

Учебный процесс на факультете организован в соответствии с европейскими стандартами непрерывного трехуровневого высшего образования: бакалавриат – магистратура – аспирантура, по следующим направлениям подготовки:

44.03.05 Педагогическое образование, образовательный профиль История и обществознание.
Срок обучения: 5 лет (по очной форме обучения), 6 лет (по заочной форме обучения).
Квалификация выпускника – бакалавр.
Область профессиональной деятельности выпускников включает работу в образовательных учреждениях среднего образования. Выпускники этого направления подготовки традиционно ориентированы в профессиональном плане на работу в образовательных учреждениях, составляя основу педагогической корпорации учителей-историков нашей области. Сложившаяся традиция подготовки учителей истории и обществознания, предполагает не только фундаментальный подход к предметной и психолого-педагогической подготовке, но и развитие творческих способностей студентов. В результате выпускники успешно реализуют себя не только в общеобразовательных, но и в высших учебных заведениях, занимая руководящие должности в органах управления образованием, работая в архивах, музеях, библиотеках, в средствах массовой информации, в организациях, специализирующихся на организации отдыха и туризма.

44.03.05 Педагогическое образование, образовательный профиль Русский язык и литература.
Срок обучения: 5 лет (по очной форме обучения) и 6 лет (по заочной форме обучения).
Квалификация выпускника – бакалавр.
Область профессиональной деятельности выпускников включает образование, социальную сферу, культуру. Объектами профессиональной деятельности являются обучение, воспитание, развитие обучающихся, образовательные системы. Выпускники этого направления профессионально подготовлены к педагогической деятельности в образовательных учреждениях, составляя основу корпорации учителей-словесников Белгородской области, а также к культурно-просветительской, методической, научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях, они могут работать в редакциях и библиотеках, в сфере управления, осуществления связей с общественностью, филологического обеспечения информационно-издательской деятельности.

46.03.01 История.
Срок обучения: 4 года (очная форма обучения).
Квалификация выпускника – бакалавр.
Область профессиональной деятельности выпускников включает работу в высших учебных заведениях, образовательных учреждениях среднего образования, архивах, музеях, в экспертно-аналитических центрах, общественных и государственных учреждениях информационно-аналитического профиля, в средствах массовой информации, органах государственного управления и местного самоуправления, в туристическо-экскурсионных организациях. Выпускники-историки успешно реализуют себя, не только занимаясь педагогической работой и научно-исследовательской деятельностью, но и работая в архивах, музеях, библиотеках.

45.03.01 Филология, образовательный профиль Отечественная филология.
Срок обучения: 4 года (очная форма обучения).
Квалификация выпускника – бакалавр.

Профессиональная деятельность выпускников осуществляется в области филологии и гуманитарного знания, языковой, межличностной и межкультурной коммуникации, в учреждениях сферы образования, культуры и управления. Бакалавр подготовлен к научно-исследовательской деятельности; к редакторской, экспертной, аналитической работе в учреждениях образования, культуры, управления, в средствах массовой информации; к социально-гуманитарной деятельности; к проектной и организационно-управленческой деятельности в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, литературных и литературно-художественных музеях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной областях.

Высшее филологическое образование сегодня – это гибкая система, которая выстраивается самим студентом с учетом своего видения будущего. Его основу составляют классическое фундаментальное образование и современная профессия. Полученные знания позволяют выпускникам быстро найти свое место на рынке труда, так как фундаментальное образование дает возможность не стать заложником узкой специальности. В меняющихся общественных условиях, в новой социальной среде, в России и за границей, классическое образование позволяет сориентироваться и найти свой путь к успеху.

46.03.02 Документоведение и архивоведение, образовательный профиль Документационное обеспечение управления и кадровое делопроизводство.
Срок обучения: 4 года (по очной форме обучения) и 5 лет (по заочной форме обучения).
Квалификация выпускника – бакалавр.

Документовед – это специалист, «ведающий» о документе все, что касается работы с ним (составление, оформление, учет, регистрация, контроль исполнения, справочно-информационная работа, хранение). Он планирует, организует и совершенствует деятельность службы документационного обеспечения управления, кадровой службы и архива организации, осуществляет контроль за состоянием делопроизводства в организации; разрабатывает системы документации, принимает меры по оптимизации документопотоков в организации; участвует в отборе документов, передаваемых на государственное хранение, и в экспертизе ценности документов; принимает участие в совершенствовании автоматизированных информационных систем и систем управления, в разработке новейших информационных технологий с применением компьютерной техники и создании баз и банков данных.

Область профессиональной деятельности выпускников охватывает органы государственной власти и местного самоуправления; службы документационного обеспечения управления, кадровые службы, а также архивы организаций всех форм собственности. Выпускники успешно работают в качестве офис-менеджера, секретаря-референта; помощника руководителя; инспектора по контролю исполнения поручений; документоведа 1 и 2 категорий; специалиста или инспектора кадровой службы; специалиста документационного и информационного обеспечения управления; специалиста по электронному документообороту и обработке документов; архивиста.

Уникальность направления «Документоведение и архивоведение» заключается в его междисциплинарности. В процессе обучения студенты осваивают гуманитарные, юридические, экономические, управленческие, информационные, технические дисциплины и специальные дисциплины.

После получения диплома бакалавра выпускники могут продолжить обучение в магистратуре по следующим магистерским программам:

  • 44.04.01 Педагогическое образование, магистерская программа Языковое образование (срок освоения программы: очная форма обучения – 2 года, заочная форма обучения – 2,5 года);
  • 45.04.01 Филология, магистерская программа Русская словесность (срок освоения программы: очная форма обучения – 2 года);
  • 46.04.01 История, магистерская программа История России в контексте мировой истории (срок освоения программы: очная форма обучения – 2 года, заочная форма обучения – 2,5 года);
  • 46.04.02 Документоведение и архивоведение, магистерская программа Документационное обеспечение управления и кадровое делопроизводство (срок освоения программы: заочная форма обучения – 2,5 года).

Также после получения диплома магистра выпускники могут продолжить обучение в аспирантуре по следующим специальностям:

  • 46.06.01 Отечественная история;
  • 46.06.01 Всеобщая история;
  • 45.06.01 Русская литература;
  • 45.06.01 Русский язык.

Наука на факультете

На историко-филологическом факультете созданы все условия для развития научных исследований, это касается как преподавательской, так и студенческой науки.

Научно-исследовательская работа на факультете ведется по следующим направлениям:

  • история черноземного региона России;
  • эволюция сословной структуры общества Центрального Черноземья XIX — начала XX вв.;
  • исследования археологических памятников восточноевропейской лесостепи;
  • классическая и византийская традиция в Причерноморье и восточном Средиземноморье;
  • документационное обеспечение управления в Центральном Черноземье: история и современное состояние.

Реализуются следующие крупные научные проекты:

  • Белгородский диалог;
  • Кондаковские чтения;
  • Классическая и византийская традиция.

Историко-филологический факультет участвует в издании ВАКовского журнала «Научные Ведомости БелГУ». «История. Политология. Экономика» и «Филология. Журналистика. Педагогика. Психология».

Факультет сотрудничает с институтами Российской Академии наук. С 2003 г. под руководством В.А. Сарапулкина отряд раннесредневековой археологической экспедиции НИУ «БелГУ» и отдельные студенты принимают участие в охранных раскопках памятников истории и культуры в г. Смоленске, Калининградской и Калужской областях; белгородские студенты работали и в составе Деснинской и Донской экспедиций Института археологии РАН. Участвуя в исследованиях древнерусских объектов, памятников эпохи бронзы и раннего железного века, освоили по хоздоговорной тематике около четверти миллиона рублей.

Археологическая практика наших студентов проводится в Крыму, в составе Восточно-Крымской археологической экспедиции Института археологии РАН (руководители отрядов Е.А. Семичева и С.Н. Прокопенко), а также на базе экспедиций Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского и Института истории материальной культуры РАН (С.-Петербург).

Сотрудничество с Институтом всеобщей истории РАН дает возможность преподавателям факультета участвовать в организованных ими научных мероприятиях.

Организационная структура научной деятельности преподавателей-филологов представлена научными направлениями: «Теория языкового позитива»; «Функциональная семантика служебных слов русского языка»; «Функционирование русского языка как этнокультурной системы»; «Когнитивно-семиологическая теория образного слова»; «Процесс неологизации русского языка конца ХХ в. – начала XXI в.»; «Язык в лингвокультурологическом и социолингвистическом измерении»; «Творческая индивидуальность писателя и литературный процесс»; «Литературное краеведение».

На кафедрах функционируют научные проблемные группы и научные кружки, где студенты под руководством опытных наставников постигают азы научного поиска. В НИУ «БелГУ», на базе историко-филологического факультета, ведет свою деятельность общественное объединение Белгородское отделение РОО «Византийский клуб», возникшее из научного направления кафедры всеобщей истории «Классическая и византийская традиция». Студенты и преподаватели факультета участвуют в деятельности Белгородского отделения «Византийского клуба», которая осуществляется при поддержке Белгородской митрополии и МГУ им. М.В. Ломоносова. «Византийский клуб» – это культурно-просветительская и общественно-политическая инициатива, миссия которой – формирование новой (а, по сути, исконной, но частично утраченной) повестки по возрождению цивилизационной идентичности как в России, так и за ее пределами. Задача «Византийского клуба» – актуализация исторического и культурного наследия великой Восточно-Христианской цивилизации, дружественных связей народов, проживающих на исторической территории византийского мира и их культурных коммуникаций. Клуб ориентируется на обсуждение проблемных вопросов восстановления российского цивилизационного единства и развития интеграционных процессов.

Проблемные вопросы византийской истории обсуждаются на международных научных конференциях «Кондаковские чтения» и «Классическая и византийская традиция», дважды в год проводятся заседания Белгородского отделения «Византийского клуба», на которых выступают с докладами приглашенные ученые, преподаватели, аспиранты, студенты. По итогам заседаний планируется издание Альманаха «Византийский мир». Ежегодной станет традиция проведения Всероссийской летней византологической школы. Кроме того, напрямую соприкоснуться с византийским миром позволяют Китейская археологическая экспедиция в Крыму и Археологическая школа в Республике Армения.

Факультетом организуется работа международных, всероссийских, межрегиональных научных и научно-практических конференций. Ежегодно проводятся внутриуниверситетские конференции по итогам научно-исследовательской работы, где с докладами выступают преподаватели, аспиранты, студенты, талантливые школьники. Большой популярностью в студенческих кругах пользуется ежегодный международный молодежный научный форум «Белгородский диалог. Проблемы истории и филологии», по итогам которого публикуются сборники научных работ. Студенты факультета принимают активное участие в работе научных конференций, участвуют в грантах.

Международное сотрудничество

Факультет имеет широкие международные связи, благодаря которым, преподаватели и студенты участвуют в международных научных конференциях, осуществляется обмен учеными и студентами, организуются учебно-ознакомительные поездки, в том числе: с Францией (Париж, Сержи-Понтуаз), Италией (Генуя, Неаполь), Германией (Бремен), Израилем (Хайфа, Тель-Авив), Сербией (Белград, Косовска-Митровица), Арменией (Ереван), Беларусью (Минск, Брест), Киргизией (Бишкек, Ош), Венгрией (Будапешт), США (Теннеси), Болгарией (Велико Тырново, Добрич), Польшей (Варшава, Ополе), Финляндией (Хельсинки), Швецией (Упсала), Сингапуром и др.

Осуществляется сотрудничество и обмен в области полевых археологических исследований. Ежегодно студенты, аспиранты и преподаватели факультета принимают участие в научных конференциях за рубежом. .

Академическая мобильность

На основании договора о сотрудничестве с Везувианским международным институтом археологии и гуманитарных наук ежегодно в Италии на базе Фонда RAS (Restoring Ancient Stabiae Foundation) студенты и преподаватели историко-филологического факультета проходят краткосрочную стажировку по образовательной программе «История, археология и искусство Древнего Рима в регионе Кампания (ИТАЛИЯ)». Участникам стажировки предоставлена возможность прослушать курс лекций ведущих археологов Фонда RAS на английском языке по заявленной тематике, поучаствовать в серии мастер-классов и изучить на месте древности Стабий, Помпей и Геркуланума.

Реализуется совместная программа подготовки магистров с Киргизским государственным университетом им. И. Арабаева.

Социальная сфера

Жизнь студентов историко-филологического факультета Педагогического института весьма многогранна и насыщена: она не ограничена посещением лекционных и практических занятий и выходит далеко за рамки учебных аудиторий.

На факультете действует Студенческий совет, который оказывает помощь в организации и проведении большого количества факультетских мероприятий и содействует реализации важных направлений деятельности факультета.

В последние годы студенты факультета все активней вовлекаются в университетские и институтские мероприятия. «Мафия», «Communication», «Битва СтудСоветов», «Караоке Битва» – это лишь небольшой перечень игр и состязаний, в которых студенты историко-филологического факультета не просто участвуют, но и регулярно выходят из них победителями и призерами.

На факультете активно действует профсоюзная студенческая организация. Профорги факультета принимают участие в организации целого ряда интересных мероприятий: «Крокодил», «Зарница», «ProfDozor», «Профсоюзный лидер», поэтические вечера, турниры по боулингу и др. Студенты факультета всегда успешно проявляют себя в них.

Волонтерская деятельность на факультете имеет давние традиции. Оформилось два основных направления этой деятельности: участие в качестве добровольных активистов на социально значимых мероприятиях различного уровня, волонтерская деятельность, направленная на работу с людьми находящихся в трудной жизненной ситуации. Наши активисты, например, работали волонтерами на Зимних олимпийских играх в г. Сочи, на Кубке конфедераций FIFA. Важным событием жизни студенчества стало их участие в благотворительных акциях: «Теплым словом, добрым делом», «Белый цветок» и др.

Дух сопричастности к судьбе факультета у студентов формируется через участие в традиционных для историко-филологического факультета мероприятиях: «Посвящение в студенты», «День факультета», «Последний звонок», «Конкурс талантов первокурсников», «Мистер и мисс историко-филологического факультета».

В университете созданы все условия для самореализации студентов в спортивной сфере. Дважды в год разыгрывается открытый Кубок декана историко-филологического факультета по мини-футболу, команды по волейболу, футболу, настольному теннису, шахматам, шашкам и другим видам спорта участвуют в университетских соревнованиях, а иногда и выигрывают в них.

Студенты историко-филологического факультета постоянно работают над расширением своего кругозора. Регулярно в образовательных и воспитательных целях организуются групповые поездки и экскурсии в места славного прошлого Белгородчины (Прохоровка, Русская Холань, Хотмыжск и др.), России (Тула, Волгоград, Москва и др.), Зарубежья (Армения, Италия, Германия, Франция).


Информацию предоставила О.М.Хорева 19.09.2017

Назад в раздел


Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сообщение об ошибке автоматически отправится в редакцию.
Пользователям
Быстрый переход
85203884 посещений
29749998 уникальных
26570 заходили сегодня
276 сейчас онлайн
12+

Оставайтесь с нами:
RSS YouTube Facebook
Twitter VK Telegramm

Вверх