Университетские вести


Моё видение будущего БелГУ
1. Главный итог работы коллектива за прошедшее пятилетие (1996—2001 гг.) — аттестация и аккредитация вуза. Эти результаты позволяют предложить коллективу основное целевое направление деятельности в следующем пятилетии: закрепиться на достигнутых рубежах и войти в глубь университетского поля по всем основным  показателям, предъявляемым к государственному университету.
2. Следующей по важности задачей должно быть создание и развитие современных систем обеспечения качества образования. Качество деятельности вуза должно рассматриваться как функция качества различных сторон его деятельности: качества учебных программ и учебных занятий, качественного состава профессорско-препода-вательских кадров; качества уровня научных исследований; качества инфраструктуры вуза; качества взаимодействия с рынком труда и участием вуза в трудоустройстве выпускников; качества непрерывного образования выпускников и др.  
3. Коллективу предстоит уменьшить темпы введения новых специальностей, стабилизировать состояние введенных специальностей и направлений, укрепив их научно-педагогический потенциал и научно-техническую базу.
 4. Вхождение университета в университетскую науку пришлось на время, когда «старые» вузы имели и опыт, и научные наработки, и научные кадры, и необходимую научно-техническую базу... Поэтому темпы нашего вхождения в большую науку, как и в предыдущее пятилетие, должны быть таковы, чтобы сходу найти свою ячейку и активно ее осваивать.  
5. Развитие научных направлений требует интенсивного и непрерывного развития материально-технической базы. Сегодня развитие базы заметно отстает от темпов внутреннего развития университета. Наука должна пройти этап самоокупаемости и стать основной составляющей в формировании внебюджетных средств университета.  

6. Университет за сравнительно короткий временной отрезок должен реализовать следующие потенциальные возможности:  
— интегрироваться в международную университетскую систему как равноправный партнер;  

— найти точки соприкосновения с зарубежными научными школами для решения взаимовыгодных научно-исследовательских задач;  

— создать условия для продвижения на мировой рынок конкурентоспособной наукоемкой продукции;  
— войти в систему международного научно-информационного и коммуникационного пространства;  
— вести работу по созданию научных школ, объединив опыт, знания ученых старшего поколения с активностью и целеустремленностью специалистов молодого поколения.  
7. Университет должен стать центром науки, образования и культуры в регионе.  
8. Сотрудничество с вузами и НИИ России в значительной мере зависит от нашей активности, и оно должно стать взаимовыгодным.  
9. Решить эти и другие проблемы без широкого привлечения молодых специалистов в активно-творческий процесс будет трудно, а может быть и невозможно. Поэтому необходимо добиться последовательного выполнения концепции молодежного творчества в развитии университета. В этих целях необходимо впредь вести работу по совершенствованию системы развития как собственной аспирантуры и докторантуры, так и возможности сотрудничества с системами послевузовской подготовки других вузов;
обратить особое внимание на развитие естественнонаучных направлений, как основы разработки и внедрения современных и перспективных технологий:  
— пересмотреть роль ассистентов и вспомогательного персонала в учебно-научном процессе;  
— более решительно обновлять административно-управленческие, учебно-вспомогательные и инженерно-технические службы грамотными и энергичными специалистами, владеющими современными информационными и организационными технологиями;  
— в университете создать культ информационных технологий, иностранного языка как в системе учебно-воспитательного процесса, так и в научно-исследовательской деятельности;  
— превратить библиотеку университета в центр информации и международного общения;  

— добиться перевода аспирантуры на хозрасчетную форму с последующей самоокупаемостью;  

— сделать доступным получение информации через систему «Интернет» для всех, кто испытывает потребность в получении научной, образовательной и других видов информации.  

10. Созданные филиалы нуждаются в развитии тех составных частей, над которыми предстоит трудиться основному (базовому) комплексу университета. Приобретенный опыт совместной работы попечительского совета, фонда содействия развитию университета и ректората университета необходимо перенести на развивающиеся филиалы, ботанический сад, конно-спортивную школу, институты и другие структурные подразделения университета.
11. Коллектив вышел на новый уровень взаимоотношений с общественными структурами региона и в межриегиональном общении с однотипными объединениями. Этому способствовали созданные общественные самоуправляемые молодежные организации, совет ветеранов, клубы по интересам, творческие и спортивные коллективы и др. Приобретенный опыт в создании самоуправляемых коллективов необходимо впредь более энергично пропагандировать в общественных организациях университета и создавать условия для их инициативного и продуктивного сотрудничества с административными структурами университета и общественными организациями региона.  
12. Для развития и улучшения социально-бытовой сферы необходимо научиться создавать фонды поддержки. А поэтому и на следующее пятилетие одной из главных задач коллектива остается освоение правил рыночной экономики, умение зарабатывать средства для создания внебюджетного фонда, на основе которого и будут создаваться крайне необходимые фонды поддержки. Это может быть: фонд улучшения жилищно-бытовых условий сотрудников; оздоровительный фонд; фонд поощрения и материальной поддержки; фонд поддержки аспирантов и докторантов; фонд развития актуальных образовательных и научных   направлений;
фонд развития материально-технической базы и др.
13. К имеющейся в распоряжении коллектива материально-технической базе требуется бережное отношение. Была и остается задача — научиться правильно эксплуатировать и сохранять базисный капитал университета.  
14. Развивая и дальше демократические  общественные формы управления подразделениями в частности, и университетом в целом, руководству университета предстоит и впредь добиваться неукоснительного выполнения норм общественного поведения, приказов ректората, Министерства образования, правительственных решений. В этих целях активизировать роль общественного воздействия, совершенствовать систему воспитательных мероприятий. Одним из ближайших этапов развития демократических общественных мер воздействия станет восстановление моральных и материальных стимулов с учетом современного состояния общества. Другими словами, в этой пятилетке предстоит большая организационная, разъяснительная и воспитательная работа по восстановлению справедливости и принятию объективных решений во всех структурах университета.  

15. Основная и главная ответственность за работу коллектива и состояние университета возлагается на ректора и его команду.  
Считаю необходимым пересмотреть структуру университетского управления, систему и стиль управления, расширяя сферу полномочий самостоятельного управления подразделениями с одновременным повышением их ответственности за судьбу вверенного коллектива.В связи с планомерным переходом системы образования от режима бюджетного финансирования к режиму инвестиционного развития и ректорату, и его структурным подразделениям предстоит находить и внедрять новые формы сотрудничества. Как между собой, так и со структурами региона, министерств, хозяйственных объединений и др.  

16. Выработанные основные направления деятельности коллектива на ближайшее десятилетие должны воплотиться в реальную оболочку, а именно: создание учебно-образовательного и научно-исследовательского комплексов и превратить государственный университет в межрегиональный научно-образовательный и культурный центр с международными функциональными обязанностями.  
17. Несмотря на наличие существующих сложностей в системе управления и развития университета, имеющихся на данном этапе развития общества, и возможных новых, у коллектива есть главное достоинство — перспектива развития и целеустремленность в решении поставленных задач. И мы должны подойти к этому динамическому процессу по-хозяйски, обогащенные приобретенным опытом, с уверенностью в преодолении имеющихся и возникающих препятствий на пути движения.
И это позволит нам жить, трудиться и отдыхать уверенней, лучше и красивее.

С уважением,
профессор Н. В. Камышанченко

 

БелГУ

Содержание
Следующая статья
Предыдущая статья


Предыдущая статья

Содержание

Следующая статья


Адрес редакции: 308007, Белгород,
ул. Студенческая 12, комната 110.
 Телефон: 34-21-11
Адрес Web-сервера БелГУ:
www.bsu.edu.ru
Редактор
Ю.  Василенко