Панель настройки шрифта

НИУ «БелГУ»
Цвета сайта:

Настройки шрифта

Настройки шрифта:

Выберите шрифт Arial Times New Roman

Настройки интервала:

Выберите интервал между буквами: Стандартный Средний Большой

Закрыть окно настроек Вернуть стандартные настройки

 


Форумы НИУ «БелГУ»

Тематические внутрикорпоративные форумы университета, участниками которых могут быть все пользователи интрасети НИУ "БелГУ" и читатели университетской Научной библиотеки.

Если у вас есть идеи, предложения и темы для обсуждения в форумах, обращайтесь в управление информатизации

Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: 1
Язык – это дар, доставшийся народу, Язык, по Гумбольдту, – дар, доставшийся народу, как жребий, как некое предназначение его грядущего духовного бытия
 
Т.К.Донская (проф, С.-Петербург)

«Язык, по Гумбольдту, – дар, доставшийся народу, как жребий, как некое предназначение его грядущего духовного бытия».
Велик и прекрасен дар, уготованный Провидением народу нашему в его языке. Достойны удивления богатство этого языка, его гибкость, величавость, благозвучие, его звуковая и ритмическая пластика, его прямая, многовместимая, меткая, мощная краткость и художественная выразительность, его свобода в сочетании и расположении слов, многострунность в ладе и строе речи, отражающей неуловимые оттенки душевности, – так проникновенно выразил свою любовь к родному языку поэт Вяч. Ильин в 1918 году.- Язык наш свят…».
Вот и пытается человечество проникнуть не только в евангельские и библейские слова, образы, притчи, заветы Иисуса Христа и его апостолов, но и в события и явления истории мира и своей национальной истории и культуры и соседних народов, отразившиеся в Слове, в материальной и духовной культуре, переданных нам нашими предками и приумноженных их потомками, чтобы свеча не погасла...
Нас всех прядёт судьбы веретено
В один узор; но разговор столетий
Звучит как сердце, в сердце у меня.
Так я двусердный, я не встречу смерти
Живя в чужих словах, чужого дня.
Л.Н.Гумилёв, 1936
Через слово человек приобщается к достижениям земной цивилизации, пропуская приобретённые знания через ум и сердце, проникая в тайны мирозданья, запечатлевая их в письменах:
Молчат гробницы, мумии и кости, –
Лишь слову жизнь дана…
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена…
И нет у нас другого достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
И.А.Бунин, 7 января 1915
Эмоциональные желания и потребности, привносимые в убеждения, приводят нас к ценностям нравственным, которые направляют поведение человека в течение всей его жизни, определяют его жизненные приоритеты, его гражданскую позицию в самые сложные периоды жизни, «чтобы не было стыдно за бесцельно прожитые годы…» (Н.Островский).
И оказывается, что многие общечеловеческие ценности, нашедшие выражение в Слове, каким-то непостижимыми нитями связаны с библейскими и евангельскими заветами, поучениями, образами, притчами, ставшими фразеологизмами (суета сует, начинать с Адама, смирение паче гордости и др.) и вошедшими в бытовое сознание православных и живущих в их окружении людей (Бог в помощь, с Богом, нести свой крест, Бог с тобой, вот Бог, а вот порог, с божьей милостью и т.п.), крылатыми словами, вошедшие в кровь и плоть носителей русского языка (внести лепту, блудный сын, от альфы и омеги, вавилонское столпотворение и т.п.). Более того, «религиозное и эстетическое восприятие слова нередко сливаются», приобретая в языке и речи неповторимое художественно-образное или символическое значение, воздействуя на ум, сердце и волю человека в силу их суггестивной эмоционально-экспрессивной энергии:
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Православное слово, утверждает Д.С.Лихачёв, «не мимолётно, оно не исчезает во времени», так как, иллюстрируя то или иное божественное явление, оно изображает «не мимолётное мгновение, а «вечное». Слово в изображении как бы останавливает время. Его помещают в гербах в качестве девиза – как вечное напоминание о неизменяющейся сущности символизируемого объекта<…> – при этом сущности не меняющейся» (8:22). Так оно входит в сознание православного человека, оказывая нравственное воздействие на его чувства, волю и характер, возвышая над обыденностью быта и интуитивно формируя потребность следовать голосу Горнего мiра и стремление к христианскому идеалу по образу и подобию Спасителя…
Православное «слово выступает не только в своей звуковой сущности, но и в зрительном образе», рождая у верующих особое отношение к Слову как к чему-то драгоценному, священному. Вспомним изумительное по художественно-эстетическому воздействию стихотворение И.А. Бунина в «В лесу, в горе родник, живой и звонкий…» (1905), в котором дорогие русскому православному поэту образные символы Православной и народной культуры – «Но этот крест, но этот ковшик белый-/ Родимые, смиренные черты…» – примиряют его с «тысячелетней рабской нищетой» родного народа, давая ощущение кровной связи прапамяти с землёй своих предков и её народом, частицей которого он себя осознаёт… Более того, эта историко-культурная память русского человека даёт ощущение стабильности и прочности привычного бытия на земле своих предков.
Страницы: 1