Панель настройки шрифта

НИУ «БелГУ»
Цвета сайта:

Настройки шрифта

Настройки шрифта:

Выберите шрифт Arial Times New Roman

Настройки интервала:

Выберите интервал между буквами: Стандартный Средний Большой

Закрыть окно настроек Вернуть стандартные настройки

 


Форумы НИУ «БелГУ»

Тематические внутрикорпоративные форумы университета, участниками которых могут быть все пользователи интрасети НИУ "БелГУ" и читатели университетской Научной библиотеки.

Если у вас есть идеи, предложения и темы для обсуждения в форумах, обращайтесь в управление информатизации

Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 7 След.
Охотники на мамонтов (сб.) [2], СПб.: [б.изд.], 1993
 
Автор: А.П. Беликов. Опубликовано: Классическая и византийская традиция. 2009. - Белгород, 2009. - С. 205-206.

**** Шторх Э. Охотники на мамонтов.
Племя, изгнанное с насиженных мест более сильными соседями, потерявшее во вре-мя бегства огонь. «Сильные побеждают, слабые уступают им или гибнут». В пещеру, не защищённую костром, ворвался огромный медведь - страшная схватка в темноте и сутолоке. Похищение огня у враждебного племени. А потом уже люди научились добывать огонь сами - трением или высеканием.
Повесть написана на основе материала археологических раскопок в Моравии. В ней много точных и верных наблюдений, тонкого юмора.
«Малыш ушиб плечо и голову, на колене - огромный синяк. Глаза полны слёз, он так и кривится от боли. Его окружили остальные ребята и замерли в ожидании - вот сейчас он расплачется, и тогда не избежать ему насмешек. Но он не плачет, грязной ладонью вытирает глаза, шмыгает носом и улыбается. Насмешки друзей страшнее боли, голода и холода. И малыш превозмогает боль. Он хорошо знает закон охотников: тот, кто боится боли - ни на что не способен, в трудную для племени минуту борьбы за жизнь он окажется только обузой».  
Женщины рассматривают причёску девушки, похищенной их сородичем у дальнего племени - «… волосы были заплетены во множество мелких косичек, а те, в свою очередь, связаны между собой поперечными ремешками. - Эта причёска неудобна! - заявила лентяйка Шишма. - Как можно ловить вшей в такой голове! - Правда! - присоединились к ней и остальные после некоторого размышления. С этого момента причёска молодой женщины перестала им нравиться».
Старая толстая женщина готовила для вождя оленьи языки. «Языки были облеплены пылью и покрыты травой. По ним ползали мухи. Толстая женщина брала язык, стряхивала с него грязь, облизывала и клала на большой лист лопуха - она чистюля и прекрасно знала, как угодить вождю племени. Вождь брал готовый язык, откусывал кончик и передавал кому-нибудь из охотников. Тот тоже откусывал кусок и передавал соседу».

***** Сенак К. Пещеры Красной реки.
Мудрый старец Абахо и подросток Нум после землетрясения оказались замурованными в священной пещере. Пока Нум разыскивал второй выход, уцелевшие Мадаи ушли в другое место. Нум не смог бросить искалеченного землетрясением старика, хотя мог бы ещё догнать племя. Вдвоём они зазимовали в пещере, огородив её частоколом.
Вмешавшись в волчью драку, Нум спас маленького, полуживого волчонка, выходил и вырастил его. Подросший волк предупредил юношу о нападении медведя и вместе с людьми сражался против страшного хищника. Многие другие приключения и совместно перенесённые испытания сдружили волка с юношей и его старым наставником.
Только через год Мадаи вернулись к священной пещере. Но радость от встречи оказалась недолгой. Время для союза людей и волков ещё не пришло - люди отвергли ручно-го волка, а он затосковал среди ненавидящих его людей. «Все новые, даже самые гениальные идеи, требуют длительного времени для того, чтобы люди осмыслили и осознали их». Нум одновременно потерял почти всё, что было ему так дорого: уже не мог кочевать вместе с племенем мудрый Абахо, вышла замуж за сына вождя соседнего племени его детская подруга Цилла и - ему пришлось отпустить в лес волка, который всё равно не выжил бы в атмосфере ненависти.
Пустота и тоска прочно свили гнездо в душе у страдающего юноши. Но волк Як не забыл своего друга и однажды вышел к нему в лесу. «Они замерли, не выпуская друг друга из объятий. Радость их была так велика, что оба плакали каждый на свой манер, - хотя Нум не чувствовал, как крупные слёзы текут по его щекам. Як тихо скулил и взвизгивал хриплым от волнения голосом».
Як заставил свою волчицу принять дружбу человека. «И Нум вдруг забыл свои горести, опасения и обиды. Он больше не чувствовал себя одиноким. Новый мир открывался перед ним, и ему - первому среди людей! - суждено было проложить дорогу в этот чудесный, суливший такие заманчивые возможности мир, - мир дружбы, мир союза между человеком и зверем».
Охотники на мамонтов (сб.), Ярославль: Кн. изд-во, 1994
 
Автор: А.П. Беликов. Опубликовано: Классическая и византийская традиция. 2009. - Белгород, 2009. - С. 204-205.

***** Покровский С. Охотники на мамонтов.
С.В. Покровский - учёный биолог и искусный рассказчик. Огромные мамонты и про-тив них люди, вооружённые копьями и - разумом. И люди побеждали мамонтов! Как? Прочтите эту повесть - не пожалеете!
***** Покровский С. Посёлок на озере.
Уоми, молодой сильный охотник из свайного поселения на озере, одержим мечтой о путешествии к дальнему морю. Кроме неизведанного, его манит и мечта найти там явив-шуюся ему во сне прекрасную девушку с золотыми косами. Пройдя через ложь, обман и предательство, познав цену истинной дружбе и одолев всех врагов, он находит девушку своей мечты намного ближе, чем думал - в родном селении.

***** Писарев С. Повесть о Манко Смелом - охотнике из племени Береговых людей.
Классика жанра! Мудрый Ахин, вождь рода, не боится нарушать обычаи, если это идёт на пользу сородичам. А ещё он прекрасный психолог и хорошо разбирается в людях. После обряда инициации он сам даёт новые, «говорящие» «взрослые имена», молодым охотникам - и всегда эти имена оказываются очень точными! Лучшему из лучших юношей он дал имя - «Манко Смелый».
Вождь завершил обряд напутственным словом, которое воплотило в себе нормы жизни и бытия наших предков. - «Будьте всегда смелыми и мужественными! Приносите в стойбище хорошую добычу! Будьте терпеливыми со стариками и ласковыми с женщи-нами! Любите детей! В своём племени никогда никого не обманывайте! Чтите Древние Вести!».
Манко стал лучшим охотником рода, добыл для сородичей даже «гору жира и мяса» - кита. Но это не спасло его от изгнания, когда он из молодого любопытства рискнул про-никнуть в закрытое для посторонних святилище рода. Даже Ахин не смог пойти против воли сородичей, и вынужден был подтвердить их приговор.
Манко самовольно вернулся домой, когда там свирепствовал весенний голод, от ко-торого умерла половина рода. Он пришёл с добычей и спас уцелевших, но ослабевших людей от неминуемой смерти. И был прощён ими.
Затем на стойбище напали Болотные Лисицы, ищущие новых мест для поселения. В сражении с ними Ахин получил смертельную рану, но добился победы. Умирающий вождь запретил уничтожить уцелевших Лисиц. Им предложили выбор - пополнить собой поредевшие ряды охотников рода, или - умереть. «Когда спросили пленных, оказалось, что все согласны, кроме нескольких стариков. Старики эти попросили дать им короткие копья. Получив их, они отошли на опушку, где воткнули копья в землю остриями вверх. А затем, попрощавшись друг с другом, кинулись грудью на копья. Никто им не мешал - таков был обычай».
Новым вождём избрали Манко, отличившегося и в битве с Болотными Лисицами.
А ещё в повести есть прелюбопытная зарисовка ссоры мужчин и женщин в соседнем стойбище, ещё живущим в условиях матриархата. Мужчины здесь очень хотят ввести та-кие же порядки, как и у других, но женщины цепко держатся за большую материнскую семью. Один из охотников громко выразил долго накапливаемое возмущение - «Почему нет согласия между Чаго и его женой? Каждый раз, как Чаго приказывает, его жена бежит к старухам! Старухи наговаривают ей против Чаго! В других стойбищах этого не бывает!». И, наконец, крик души обиженного мужчины - «Почему после тяжёлой охоты у же-ны нет ласкового слова для мужа?!».
Воистину - времена разные, но люди-то всегда одинаковые! Как и проблемы их взаимоотношений…
Линевский А. Листы каменной книги., Петрозаводск: Карелия, 1965
 
Автор: А.П. Беликов. Опубликовано: Классическая и византийская традиция. 2009. - Белгород, 2009. - С. 203-204.

****** (!!!) Хорошие иллюстрации! (Или любое другое издание, повесть часто переиздавали).
Неолит Крайнего Севера. Автор книги - профессиональный учёный, всю жизнь посвятивший изучению петроглифов Карелии. На основе тщательного их изучения и написана эта повесть. Поэтому она сочетает в себе научную достоверность, увлекательность изложения и прекрасный литературный стиль. Это если и не самая лучшая, то одна из самых лучших художественных книг о первобытности.
Обряд инициации. Трусливого юношу, не выдержавшего испытания, вышвырнули из лагеря охотников. «- Твоё место среди женщин и детей! - Гневно прокричал Главный охотник. - Лепи с ними горшки, пока не научишься терпеть боль, как настоящий мужчина!». Выдержавших испытание мужчины торжественно вывели под руки из лагеря - совсем окровавленных, но ни один из них, ни разу не вскрикнул во время болезненных обрядов. Суровая необходимость - роду нужны добытчики и защитники, сильные и выносливые.
Обычный весенний голод в стойбище. Льок, шустрый и сообразительный подросток, мечтает стать охотником. Но он, седьмой сын женщины, рожавшей только сыновей, обычаем обречён на то, чтобы быть шаманом. От него ждут, чтобы он прогнал голод, иначе - его самого принесут в жертву духам.
Переселившись в землянку своего погибшего предшественника-шамана, юноша пытается постичь искусство общения с духами - учить его некому. Постепенно, благодаря своей сообразительности, он самостоятельно начинает понимать «технологию» шаманства. Начинает внедрять всякие новшества - редкий пример не шамана-ретрограда, обычного для художественной литературы, а напротив. Осознав свою силу, Льок начинает вести себя довольно независимо, но тем самым, и своими новшествами, навлекает на себя гнев Главного Охотника и Старшей Колдуньи рода. Только случай да собственная осмотрительность помогают ему избегать ловушек, подстраиваемых ему его врагами.
Спасая от неминуемой смерти друга, молодой шаман вынужден был обмануть сородичей. Случайно обман раскрылся, а за такие вещи род карал жестоко - не только сам Льок, но и все его братья должны были умереть. Он - за обман, братья - за то, что они дети женщины, давшей жизнь обманщику рода. Чтобы не допустить этого, юноша с одним из братьев бежит из родного стойбища. Его исчезновение не снимает с него вину, но не позволяет сородичам убить его братьев.
Льок и Бэй, пройдя своеобразный обряд усыновления, становятся приёмышами дальнего приморского рода. Здесь они научились многому новому и полезному, поскольку соседи оказались более развитыми, нежели их сородичи. Да и сами юноши стали полезными не только своему приёмному отцу, заменив ему погибшего сына, но и всему роду. Охота; едва не разразившаяся война с соседями из-за нарушения родовых границ - нельзя брать ничего с земли соседей, взял чужое - верни; праздник обмена невестами между родами. И кульминация повести - нападение на стойбище дружины норманнов, вооружённых бронзовыми мечами.  
Копьё с каменным наконечником - плохое оружие против меча. Род Лося победил желтоволосых разбойников, ни один из них не ушёл живым. Но победители потеряли слишком много мужчин, а слабых не уважают, роду будет трудно. Льок и Бэй возвращаются в своё родное стойбище, чтобы убедить свой род переселиться к морю, соединить свою силу с силой сыновей Лося. Как встретят беглецов их сородичи?
Единственный недостаток книги - автор не дал ответа на этот вопрос, закончив повествование на этом месте.
Человек каменного века. Приключенческие повести о жизни доисторических людей., Ставрополь: Книжное изд-во, 1994.
 
Автор: А.П. Беликов. Опубликовано: Классическая и византийская традиция. 2009. - Белгород, 2009. - С. 202-203

***** Рони-Старший Ж. Борьба за огонь.
Классика жанра! Жозеф Рони-Старший - это псевдоним Жозефа Анри Бёкса (1856-1940). Его произведения о жизни современной ему Франции не принесли ему особой из-вестности. Но он навсегда обессмертил своё имя тремя повестями о первобытных людях. 1892 - «Вамирэх», 1911 - «Борьба за огонь», 1920 - «Пещерный лев». Но если располагать эти книги по времени действия в них, то первой следует назвать «Борьбу за огонь», затем «Пещерного льва» и - «Вамирэх».
Племя уламров, спасаясь от врагов, потеряло огонь. Ни обжарить мясо, ни обогреть пещеру, ни отогнать пламенем обнаглевших хищников… Два лучших охотника - Нао и Агу, конкурируя между собой из-за девушки, вызвались вернуть огонь. Нао с двумя друзьями и Агу с двумя братьями отправились в путь. Через множество удивительных приключений и опасностей прошёл Нао со своими друзьями. Когда, добыв огонь, он воз-вращался к сородичам, дорогу ему преградил косматый Агу со своими братьями, так и не сумевший достать огонь и решивший просто отобрать его у более удачливого… Да заодно и избавиться от конкурента…
Повесть изобилует ошибками и неточностями. Но и этим она хороша - студентам очень полезно читать её, отмечая фактические ошибки и «неправильности» автора, сверяя текст с полученными знаниями по истории первобытного общества. Но зато сюжет, увлекательность, стиль - выше всех похвал!
Ещё одно очень важное обстоятельство, почему Ж. Рони-Старшего желательно прочесть славному российскому юношеству - его герои воплощают в себе лучшие качества своего племени. Это по настоящему благородные люди. Свою энергию они расходуют на благородные поступки, совершенствуются во всём - в труде, любознательности, доброте, искусстве.
Как завет юношам звучат слова Рони:
- Будь защитником слабых!
- Не тронь побеждённого!
- Сильный между сильными, будь добр к женщинам и детям!
- Будь верен дружбе.
- Стремись к приобретению знаний, стремись проникнуть в тайны природы.
- Отдай предпочтение справедливости перед насилием!
- Будь добр и великодушен!

**** Рони-Старший Ж. Пещерный лев.
Ун, сын Нао, героя предыдущей повести, со своим другом ищет для своего племени проход через горы, закрывающие путь в благодатные для жизни места. Обилие приключений, встреча с «амазонками», дружба с пещерным львом, сражения с рыжими людоедами…

* Рони-Старший Ж. Вамирэх.
Повесть, неудачная во всех отношениях. Видимо, потому, что она была первой, и автор ещё очень слабо владел материалом. Да и в литературном отношении ещё был далёк от мастерства. Даже не стоит тратить время на её прочтение.

***** д` Эрвильи Э. Приключения доисторического мальчика.
Палеолит? Крек, девятилетний мальчик - хранитель огня. Не по его вине огонь погас, и в пещере наступили мрак, холод и тоска безнадёжности. Со сводов, потемневших от дыма, свешивались сталактиты, и падали тяжёлые капли воды. Вода просачивалась повсюду, стекала по стенам, накапливалась в выбоинах пола. Да, пещера спасала от зимнего холода, но это было нездоровое, сырое жилище. Обитатели её часто простужались, болели. В наше время учёные нередко находят в таких пещерах вздутые, изуродованные ради-кулитом и другими болезнями кости наших предков. Конечно, были и сухие, просторные и тёплые пещеры, но даже в таких жилищах без огня было тяжко.
Крек нарушил свой долго перед сородичами, не уберёг для них огонь. И, несмотря на свой юный возраст, должен быть убит, как и любой другой, серьёзно провинившийся пе-ред сородичами. Такие были суровые времена и нравы.
Благодаря своей сообразительности мальчик возвращает в пещеру огонь. Но вина его всё же слишком велика, поэтому старейшины заменяют ему смерть изгнанием. Маленький изгнанник в единоборстве одолел огромную рысь. А затем к нему присоединились мудрый старец-наставник и два юноши, добровольно пожелавшие разделить с ним его изгнание. Ведь даже в столь жёсткие времена человек уже был человеком. Сострадание и уме-ние разделить чужую боль были ему свойственны так же, как и сейчас. А может быть, даже в большей степени…
Странников приняли к себе жители свайного поселения на озере. И им не пришлось жалеть об этом - Крек спас их всех от набега дикого лесного племени. Подросший Крек стал вождём озёрных людей, а потом к ним присоединились и остатки его родного племени, бежавшие из своих мест от безжалостных врагов.
Автору удалось глубоко проникнуть в психологию первобытного человека. Только один пример - «Мешки мальчуганов сильно потяжелели. Самые маленькие шли, согнувшись под своей ношей. И всё-таки они изо всех сил старались скрыть свою усталость. Де-ти знали, что старшие привыкли молча переносить страдания, и будут смеяться над их жалобами».
Сила сильных, М.; Нижний Новгород, 1994. Серия «На заре времён».
 
Автор: А.П. Беликов. Опубликовано: Классическая и византийская традиция. 2009. - Белгород, 2009. - С. 201-202.

***** Лондон Дж. До Адама.
Очень интересный литературный приём: современного человека преследует «генная память» - он видит сны о себе самом, но среди стада человекообразных, то ли поздних дриопитеков, то ли ранних австралопитеков.
Притом вызванные «генной памятью» сны показывают всю его жизнь - от рождения и до возмужания, когда он сам обзавёлся «семейством».
Просто великолепно (!!!) переданы условия жизни, поведение и привычки человекообразных, даже их «психология». Если только это слово применимо к ним.
Впечатление несколько портит присутствие «людей огня», вооружённых луками и стрелами, и, в конечном счёте, перебивших почти всех обезьяноподобных обитателей пещер и верхушек деревьев. Кроманьонец никак не мог быть современником ни австралопитека, ни, тем более, дриопитека.
Простим великому писателю. Ведь он, не по своей вине, не получил хорошего сис-тематического образования.

**** Лондон Дж. Сила сильных.
Двойственное и весьма неоднозначное впечатление. Зависит от того, чем считать этот рассказ. Если социальной притчей - то восхитительно. Если пародией на популярные работы по истории появления государства - то ещё лучше.
Если же художественным очерком о становлении общества и государства, то возникает масса претензий и замечаний.
Но в любом случае, читать приятно, интересно и поучительно. Хотя и в весьма утрированной форме, но автор превосходно и со скрытой тонкой иронией показал появление очень многого: власти, отделённой от народа; частной собственности; эксплуатации человека человеком; монополии на производство и продажу алкоголя; жречества; бюрократического аппарата; коррупции; продажного суда; продажной «творческой интеллигенции»; и даже денег. И заодно вскрыл истинную причину войн! И безупречно чётко показал, кому и зачем они нужны.
А самое главное - изумительно проиллюстрировал основополагающий принцип истории: Кто владеет средствами производства, тот владеет всем. Именно в этом и заключается сила «сильных мира сего». Но это злая сила, существующая за счёт безжалостной эксплуатации слабых, которых они специально лишили доступа к  средствам производства. Поэтому Раздробленный Нос и сказал: - «Надо лишить их злой силы, надо заставить таких людей работать и установить: кто не работает, тот не ест».
Рассказ заставляет серьёзно задуматься над тем, в чём же заключается сила общества и что её ослабляет. Община, погрязшая под властью «олигархов» и ослабленная ими, думающими не о народе или государстве, а только лишь о своей прибыли, была почти полностью уничтожена соседями. Что весьма актуально и предостерегающе звучит для нашей суровой действительности. По сути, в нынешних условиях, это рассказ-предостережение!
Судя по последним репликам героя рассказа, великий Джек Лондон, испытавший на себе все прелести социальной несправедливости, прекрасно знал, что пишет. И писал именно язвительную притчу, не претендуя на сугубую научность изложения. Длиннобородый сказал: - « - Настанет время, когда глупцы сгинут, а остальные пойдут вперёд. Они соединят свои силы и будут сильными из сильных. Никто не будет воевать друг с другом. Все люди будут братьями, и не станет лежебок, которых нужно кормить. Такое время придёт, когда исчезнут глупцы и поэты, которые сочиняют «Песни пчёл». Ибо мы люди, а не пчёлы».
Если оценивать этот рассказ как социальную притчу, то оценка может быть только такой - ************ !

**** Уэллс Г. Это было в каменном веке.
Палеолит, видимо - ранний. История нарождающейся любви между юношей и де-вушкой, бежавших от своих сородичей и преследуемых ими. Пещерные медведи, обмени-вающиеся между собой остроумными репликами по поводу своих предполагаемых жертв. Поединок между мужчинами из-за женщины, побеждает, разумеется, достойнейший.
Уг-Ломи и Эвдена выдержали все испытания судьбы, Уг-Ломи, убив своего против-ника и его сторонников, вместе со своей женщиной возвращается к сородичам и они вынуждены признать его своим вожаком.
В целом - неплохо.

** Голдинг У. Наследники.
Австралопитеки. Но говорящие и даже слишком говорливые. Почему-то - «новые люди», расстреливающие их из луков. Ещё более странно - два молодых австралопитека, пьющие из какого-то сосуда перебродивший мёд!! С последующим неизбежным похмельем.
Впрочем, заканчивается всё хорошо. Похмелье проходит. А с «новыми людьми» даже завязываются контакты, что, опять-таки, вызывает сильнейшее удивление.
Неубедительно.

***** Аугуста Й. Великие открытия.
Художественные научно-популярные очерки. Параллельно и последовательно идут рассказы о жизни наших предшественников и первых людей, зарождении первых религи-озных представлений и - история открытия их окаменелых останков, дискуссии о проис-хождении человека и предшествующих видов.
Довольно интересно. И - полезно.
Бронзовый топор., М.; Нижний Новгород, 1995. Серия «На заре времён». Т.8.
 
Автор: А.П. Беликов. Опубликовано: Классическая и византийская традиция. 2009. - Белгород, 2009. - С. 199-201.

***** Головин В. Гирр, сын Агу.
Неолит. Раненый охотник, спасаясь от врагов на бревне, отнесён рекой далеко от родного стойбища. Чужое племя выходило его. Прожив у них несколько лет, он возвращается к сородичам, и делится с ними всем, чему смог научиться у новых друзей. А научился многому: добывать огонь из камней, плести ловушки-верши для рыбы, земледелию, скотоводству…
А ещё мужчины, взволнованные его рассказами о нравах и обычаях жителей свайного посёлка, свергли у себя матриархат и утвердили патриархат. Несмотря на отчаянное сопротивление старушек и науськиваемых ими женщин.
Конечно, не обошлось без зловредного коварного шамана, нападения вражеского племени, опасных охот и красивых поединков.
Очень хорошая повесть. Однако неравномерность развития разных племён заметно преувеличена. Сомнительно одновременное существование уже развитого патриархата и матриархата. Явная идеализация Гирра - безусловно, прекрасного человека, но, по воле автора, порой мыслящего категориями «просвещённого века». Гирр запретил уничтожить остатки побеждённого вражеского племени. Более того - сумел сделать вчерашних врагов своими друзьями. Их вождю он сказал: - «Сколько раз наши племена разоряли друг друга, пока твоя голова побелела, а мудрость не одолела злобу? Соседи будут сильнее, если не вражда, а дружба соединит их». Замечательные слова! Но, думается, немыслимые для неолитического человека, когда чужой мог быть только врагом, а побеждённого не оставляли в живых.

***** Мироглов И. Иччи.
Мезолит? Хромой охотник, познавший на себе, что означает быть одиноким, слабым и никому не нужным, спасает и вылечивает волчицу, потерявшую своего друга-волка и покалеченную лосем. Нелегко и не просто складывалась дружба человека и зверя. Но их объединила необходимость выжить в этом враждебном мире, где очень трудно и опасно быть одиноким.
Со временем, осознав, какую силу даёт людям дружба с волками, помощниками на охоте, сторожами и защитниками, Сур с волчицей Иччи и её подросшими волчатами воз-вращается к сородичам. Но те, закосневшие в привычном, и боящиеся перемен, враждебно встретили и его, и Иччи. Они убили волчицу.
- «- Я ухожу… - сказал Сур. - Я ухожу от вас… Кто захочет, тот придёт ко мне сам… Он поднял на руки Иччи и заковылял прочь, тяжело припадая на изуродованную ногу и не оглядываясь. Сур уносил Иччи к своему жилищу, чтобы, по обычаю предков, зарыть её в землю вблизи своего очага, как это делают все люди Страны Лесов, когда умирает близ-кий или друг. Рядом, не отставая ни на шаг, бежали, льнули к ногам человека осиротевшие волчата».
Несмотря на трагичность, концовка повести оптимистична. Хочется верить, что люди осознали свою ошибку и сами пришли к Суру и его зверям, ставшим уже настоящими друзьями человека. А наши знания прошлого только укрепляют в этой уверенности.
Сильная и добрая повесть!

***** Мироглов В. Голоса тишины.
Конец палеолита? Мирная жизнь стойбища: охота, Праздник Поедания медведя, подростки, мечтающие стать настоящими охотниками, рассказы старцев у вечернего костра. Ночью внезапно напали чужие, перебили всех, увели с собой только детей и молодых женщин, и унесли всё, что представляло собой хоть какую-то ценность.
Уцелели только два юноши - Мизинец и Птенец Куропатки. После долгих скитаний, сумев выжить, они повстречали людей родственного племени. Но и на новом месте их ждёт тревожная жизнь. Плосколицые, уничтожившие их стойбище, и считающие только себя племенем Настоящих Людей, продолжают наступать. Они решили истребить всех чужих и завладеть всей землёй - до самого её края.
Отступать Лесному Племени некуда - на востоке Страна Вечного Льда. Когда-то три смелых охотника ушли туда на разведку, но не вернулись.  Правда, одного из них потом нашли замёрзшим у самой границы Вечного Льда. Он был одет в одежды из новых шкур, а в сумке у него было свежее мясо. Возможно, он возвращался к сородичам, чтобы позвать их в новые земли. Но как преодолеть страх перед неведомым и неизвестным?
«Помогли» Плосколицые. Огромная их орда много дней преследовала людей и загнала их к Вечному Льду. И прекратила погоню только тогда, когда увидела, что они ступили на полосу льда, по мнению преследователей - на верную гибель.
Но льды закончились и люди увидели Новый Мир.
Возможно, именно так и была заселена Америка через скованный льдом Берингов пролив?

***** Золотарёв Г. Бронзовый топор.
Энеолит. Урсы, не знающие меди и бронзы, и алазы, умеющие обрабатывать только медь, подвергаются постоянным набегам воинственных ругов, владеющих бронзовыми топорами. Общая опасность объединяет урсов с алазами. Но вторым приходится отступать в глубь лесов, а урсы вынуждены переселяться на юг.
Им повезло - они вышли к стоянке родственного племени, уже знающего земледелие и скотоводство, как и технику обработки бронзы…
Убедительно. Хорошо показаны две сущностные стороны энеолита: как жестокость врагов, так и необходимость взаимопомощи и сотрудничества племён, ставших объектами их агрессии.

**** Скороходов М. Дети огня.
Мезолит. Ланны - часть племени, неустанно продвигающегося на всё новые и новые земли. Свирк - не в меру хитрый сородич, ворующий пищу из хранилища племени. Справедливый суд над ним и заслуженное наказание.
Цунами, погубившее в прибрежных пещерах почти всё племя. Уцелевшие теперь уже просто вынуждены были к новому переселению.
Мир оказался даже богаче и обширнее, чем думали ланны. У них появился шанс возродиться на открытой богатой земле.
И это радует.

**** Моисеева К. Волшебная антилопа.
Северная Африка в те времена, когда она только начинала превращаться в пустыню Сахара. Волшебная антилопа, вытатуированная на груди сына вождя племени, помогает ему (ли он думает, что помогает?) во всех его начинаниях. Заодно очень хорошо показано, как мучительно больно наносилась на тело достойных того татуировка вообще.
Высыхающая растительность и скудеющий животный мир вынуждает людей покинуть обжитые места. Сын Леопарда повёл их к красным горам.
Возможно, именно они и стали будущими египтянами?
В целом всё добротно. Но Сын Леопарда, гоняющийся за антилопами верхом на коне (!!!) - это уж слишком и просто режет глаз.
Гремящий мост, М.; Нижний Новгород, 1994. Серия «На заре времён». Т.6.
 
Автор: А.П. Беликов. Опубликовано: Классическая и византийская традиция. 2009. - Белгород, 2009. - С. 198-199.

****** (!) Уткин В. Вдоль Большой реки.
****** (!) Уткин В. Гремящий мост.
****** (!) Уткин В. Горизонты без конца.
Трилогия В. Уткина хороша во всех отношениях! Напряжённый динамичный сюжет. Полная историческая достоверность. Чисто художественные достоинства. Эти три повести - одни их самых лучших произведений о первобытной жизни!

***** Радзиевская С. Рам и Гау.
Австралопитеки. Но, почему-то, говорящие. В остальном - очень хорошо: интересно и даже довольно убедительно.

****** Харламов Д. Сказание о верном друге.
Неолит. На новые земли, в Солнечную долину, пришли люди. Отбились от волков, опалили огнём нос не в меру агрессивному тигру, заставили всё живое считаться с собой.
И всё бы хорошо, но злобный и властный шаман племени хочет полностью подчинить сородичей своей воле. А ещё он приказал убить щенка волка, которого вырастила Муна. Но девочка спасла щенка, а чуть позже он спас и её саму, и её друзей…
Очевидно, именно так и начиналось одомашнивание собаки. Многие учёные считают, что в древности именно дети первыми приручили собаку. Играя и забавляясь со щенками волка, принесёнными охотниками в пещеру, они приучили дикого зверя жить с людьми, служить им. И сами люди научились дорожить собачьей дружбой и преданностью.
Прекрасная повесть!

**** Мавр Я. Человек идёт.
Ранние австралопитеки. Ещё безоружные и почти беспомощные. Но как раз по причине своей слабости они уже и начинают осваивать естественные орудия труда: ветки, палки, необработанные камни, берцовые кости крупных животных. Только благодаря этим орудиям, они уже могут дать отпор даже крокодилу и защитить от него своего детёныша. Начинают понимать благостную роль огня, а затем и учатся «кормить» его, чтобы он не погас.
Вполне.
В дебрях времени., М.; Нижний Новгород, 1993. Серия «На заре времён». Т. 9.
 
Автор: А.П. Беликов. Опубликовано: Классическая и византийская традиция. 2009. - Белгород, 2009. - С. 197-198.

***** Обручев В. Плутония.
Классика научной фантастики! Качественно сделано!
Научная экспедиция, спустившись через котловину вглубь Земли, обнаруживает здесь подземный мир, населённый доисторическими животными и предшественниками человека. Масса интереснейших приключений!
Сама идея подземного мира сейчас может вызвать только улыбку. Но всё остальное - вполне реально воспроизводит древнейшее прошлое нашей планеты.

**** Чижевский Г. В дебрях времени.
Машина времени последовательно переносит героя повести из одной геологической эпохи в другую, начиная с космической фазы формирования нашей планеты. Архейская эра, когда возникла жизнь на Земле. Силурийский период с трилобитами и первыми водорослями, выброшенными на берег и давшими начало наземной флоре. Затем динозавры, палеоцен, креодонты - самые древние и примитивные хищные млекопитающие. Предше-ственники человека. Последний визит во времени был нанесён неандертальцам, когда две их орды в своём беспощадном мире сражались за право жить.
По сути это научно-популярное произведение, лишь облачённое во внешние формы фантастики. Почти всё научно достоверно. Достоинства - чётко обозначенные хронологические рамки эпох и периодов, классификация и краткая характеристика основных групп амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих.
Не только интересно и познавательно, но и полезно.

***** Санин В. Приключения Лана и Поуна.
Очень добрая и весёлая повесть о приключениях двух старшеклассников, благодаря машине времени попавших в десятое тысячелетие до новой эры.
Один из друзей увлекался историей первобытного общества, и благодаря своим знаниям оказался очень полезен «дикарям», приобретя за это статус бога. Преодолевая первобытные суеверия, он научил племя кванов многому полезному: использованию лука со стрелами, скотоводству, гончарству, хлебопечению…
Второй, не отягощённый знаниями спортсмен, дал кванам, и в этом заключается особая изюминка повести, много другого, не столько полезного, сколько приятного. А именно - футбол, первые олимпийские игры на Земле… И даже - игру в домино, ставшую любимым времяпрепровождением первобытных «пенсионеров».
Друзья высекли на скале изображение самолёта и футбольного матча, вызвавшие впоследствии сенсацию в учёном мире и ожесточённые дискуссии об этих рисунках. Вернувшись в своё время, они покаялись перед учёными мужами в своей шалости…
Несмотря на лёгкий и даже шаловливый характер изложения, повесть очень достоверно изображает быт первобытных людей, и, что особенно ценно - особенности их психологии.

**** Гансовский С. Человек, который сделал Балтийское море.
Разбив ледяную плотину, первобытный охотник освободил дорогу массам воды, затопившим часть северной Европы и ставшим Балтийским морем.
Не слишком убедительно. О самой эпохе информации мало. Но очень оригинальны и интересны рассуждения автора рассказа о преемственности поколений.

***** Гансовский С. Идёт человек.
Напротив, очень информативный и во многом достоверный рассказ о суровой жизни наших предков. В том числе - о нападении на них бродячей орды мегантропов (очевидная ошибка автора).
Однако хорошо подмечено то главное, чем отличался человек от всех своих предшественников, и что помогло ему победить неандертальца - сообразительность! В критический момент, когда обезьянолюди почти одержали победу, сообразительный охотник отпугнул их рыком льва, усиленным трубой из берёзовой коры. И тем самым спас сородичей от неизбежной гибели. Приятно!!
Затерянная земля., М.; Нижний Новгород, 1995. Серия «На заре времён». Т. 10.
 
Автор: А.П. Беликов. Опубликовано: Классическая и византийская традиция. 2009. - Белгород, 2009. - С. 196-197.

**** Конан Дойль А. Затерянный мир.
Широко известный роман, написанный в жанре научной фантастики. Его герои совершают путешествие в нетронутые цивилизацией местности, где сохранились флора и фауна давно минувших геологических эпох. Интересно!
Заодно, как это ни странно, это роман о женском непостоянстве. И непоследовательности.
*** Глоух К. Заколдованная земля.
Повесть построена по стандартному научно-фантастическому сюжету. Несколько интеллигентных людей волей случая оказываются в центре Гренландии и находят непокрытую льдом землю, населённую мамонтами и прочими первобытными животными. И столь же первобытными охотниками, похоже - поздними неандертальцами.
Естественно, кроме охоты, интеллигентов ожидает ещё и кровавая война с дикарями.
Сюжетная линия несколько примитивна. Художественные достоинства повести тоже оставляют желать лучшего.

**** Иенсен И. Ледник.
Масштабное произведение с попыткой дать художественное описание развития че-ловечества с доледникового периода до начала эпохи железа. Несколько наивное. К тому же, если можно так сказать, «скандинавоцентричное». Есть преувеличения, неточности и прочие весьма уязвимые места.
Однако оно подкупает прославлением труда, упорства и мужества наших предков.

**** Робертс Ч. Первобытный страх.
Первобытное племя под натиском массы переселяющихся хищников вынуждено покинуть обжитые места и спасаться, отбиваясь от зверей, погрузившись на плоты и пере-правившись через широкую реку.
Отправная точка рассказа нереальна. Но всё остальное сделано очень добротно и достоверно. В том числе - ответственность мужчины за благополучие и саму жизнь женщин и детей. Ответственность вождя за судьбу племени. Ответственность и самопожертвование старцев: - «Гром обернулся к старикам: - Теперь уходите и вы! - крикнул он. Но они отказались. - Мы останемся здесь! - закричал один из них, сверкнув глазами. - На плотах мало места!».
Happy end. Всё закончилось хорошо. Потеряв вождя и часть племени, оставшиеся оказались в полной безопасности и могли заново устраивать свою жизнь.

***** Брисбен К. Заветные перья.
Ару, молодой герой рассказа, упав со скалы, сломал ногу и остался хромым. В глазах сородичей он стал неполноценным. Однако физический недостаток Ару компенсирует смелостью, умением максимально использовать благоприятные ситуации и даже - создавать их. А также красноречием, хитростью, умением красиво рассказывать о своих подви-гах, терпением и невероятным упорством в достижении поставленной цели.
Чтобы получить в жёны дочь вождя ему предстоит решить нелёгкую и опасную задачу: добыть редкие перья редкой птицы. Он блестяще стравился с этой сложной миссией. Притом весьма оригинальным способом…
Рассказ хорош ещё и тем, что может дать пытливому юному читателю понимание двух очень важных истин -
1. Нет на свете невозможного.
2. Чтобы чего-то добиться, нужно просто очень сильно этого захотеть.
Исчезнувший мир., Нижний Новгород, 1993. Серия «На заре времён». Т. 3.
 
Автор: А.П. Беликов. Опубликовано: Классическая и византийская традиция. 2009. - Белгород, 2009. - С. 195-196. Звездочками обозначен рейтинг по 5-балльной системе.

***** Ангелов Д. Когда человека не было.
Полная приключений и опасностей жизнь предшественников человека. Судя по тексту - ранних австралопитеков. Написано вполне реалистично, хотя и с лёгкой идеализацией «героев» повести. Хорошо показан процесс начала освоения необработанного камня в роли оружия. Наглядно видно, какие преимущества по сравнению со всем живым давало нашим предшественникам использование сначала ветвей деревьев, а потом дубин и камней для защиты и нападения. Читается легко, на одном дыхании.

***** Аугуста Й. Исчезнувший мир.
Повесть состоит из нескольких сюжетно не связанных между собой, но расположенных в хронологическом порядке частей.
1. Великолепно описана флора и, особенно, фауна древнейшего прошлого Земли, когда она была заселена пресмыкающимися ящерами ужасающего вида. Притом - это не сухая глава из учебника по палеонтологии, а живой увлекательный рассказ о том, как жили, охотились и сражались за жизнь все эти виды. 2. Развитие предыдущей темы. Деревьев и травы ещё нет. Только древовидные папоротники и хвощи. Очень познавательно и интересно. Зеленоглазый ящер халтикозавр, высотой более трёх метров и длиной более пяти метров - и его жертва, отчаянно сопротивляющийся такой же хищник прокомпсогнат, но высотой не более восьмидесяти сантиметров… Примитивные черепахи, восьмиметровые растительноядные платеозавры, двухметровый капитозавр, похожий на гигантскую жабу, прочие чудища. И - кровавые битвы между ними всеми… 3. «Бухта драконов». Доюрский период мезозоя. Насекомые тогда были очень редки, а птиц вообще не было. Водяное пресмыкающееся плакодонт, с плоским брюшным (!) панцирем и третьим глазом (!!!) на темени - реальная жизнь ведь интереснее любой фэнтези - отстаивает своё право на жизнь в окружении хищных драконов. Настоящий гимн упорству и мужеству!
4. Появление первых млекопитающих, ещё так не похожих на современных! Хищ-ный синоплотерий, отдалённый предок тигра, нарушил «порог риска» и напал на унитатериев - далёких предшественников слона. Разумеется, закончилось это для него плачевно. И поделом - нельзя переоценивать свои силы! 5. «Озеро ужасов». Почти современные животные. Почти крокодил, почти слон… И носороги, которые ещё и тогда обладали крайне тяжёлым характером… 6. «Проигранная жизнь». Великолепно описана тактика загонной охоты стаи волков во главе со старым умным вожаком. Вероятно, наши наблюдательные предки именно у этих серых хищников и переняли сам принцип загонной охоты.
7. Конец палеолита. Молодой сильный охотник, обидевшись на сородичей, уходит из родной пещеры с женщиной и детьми. Хорошо показаны гносеологические корни появле-ния религиозных представлений: от голода и безысходности мужчина начинает покло-няться духу бизона. Даже самый сильный и смелый человек не мог выжить без помощи коллектива. Пройдя череду тяжелейших испытаний, и осознав это, Агли смирил гордыню и вернулся к людям.

**** Лассвиц К. В тумане тысячелетий.
Верхне-Меловой период. Человека ещё нет. Особую прелесть повести придаёт то обстоятельство, что её «герои» - лемуры (?), птеродактили, бронтозавры и прочая живность - разговаривают друг с другом и между собой. Притом - не без чувства юмора!
Поэтому повесть похожа на сказку, но ситуации, в которые попадают разные «зверюшки», как и описания их внешнего вида - абсолютно реалистичны. Или - почти абсолютно.
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 7 След.