Навигация
Новости науки
Структура управления научной деятельностью
Научные направления
Научные мероприятия
Конкурсы и гранты
Программы, проекты
Научные публикации и издания
Повышение квалификации
Диссертационные советы
Защита диссертаций
Лучшие аспиранты
Зимняя школа будущего аспиранта
Интерактив
Научные ресурсы
Электронный архив открытого доступа
НИУ «БелГУ» приглашает
НИУ



НИУ

Профессиональная педагогическая культура

Руководитель направления: Исаев Илья Федорович
Ведущие ученые в данной области: Кормакова Валентина Николаевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики
Код ГРНТИ: 14.01.79

Состав научного коллектива:

  • Исаев Илья Федорович, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики;
  • Кормакова Валентина Николаевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики;
  • Ситникова Мария Ивановна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики;
  • Шилова Вера Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики;
  • Акиншина Инна Брониславовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков.
  • Ерошенкова Елена Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики;
  • Ильинская Ирина Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования;
  • Клепикова Алла Григорьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационно-коммуникационных технологий;
  • Кролевецкая Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики;
  • Макотрова Галина Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики;
  • Мусина Валентина Егоровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики.

Актуальность, основные результаты и другая информация о научном направлении (свободная форма изложения).

Обоснование значимости (актуальности) научного направления

В условиях социально-экономических изменений образование объективно становится фактором развития общества. Но какие бы перемены не происходили в системе образования, все они обязательно касаются преподавателя, учителя, воспитателя как носителей научного знания, культурно-исторического опыта общества, все эти изменения в конечном итоге зависят от компетентности преподавателей, уровня их общей и профессиональной педагогической культуры.

В психолого-педагогической науке создан достаточный научный потенциал для проведения комплексных исследований по формированию профессиональной педагогической культуры преподавателя. Принципиальное отличие белгородской научной школы состоит в том, что профессионально-педагогическая культура рассматривается как мера и способ творческой самореализации личности преподавателя, учителя в процессе педагогической деятельности по освоению, передаче, созданию педагогических ценностей и технологий. С современных научных позиций рассматриваются аксиологическая, технологическая и личностно-творческая составляющие профессионально-педагогической культуры преподавателей высшей, средней, начальной профессиональной школы, учителей и воспитателей общеобразовательной школы, а также педагогов дополнительного образования.

Проблематика научной школы педагогической культурологии в Белгороде обусловлена несколькими обстоятельствами. Во-первых, направлением научных поисков ее руководителя; во-вторых, востребованностью культурологического подхода в теории и практике педагогического образования как нового методологического основания в педагогических исследованиях; в третьих, с проявлением интереса к данной проблеме многими аспирантами и соискателями, как и в г. Белгороде, так и в других городах России; в-четвертых, желание членов коллектива научной школы включится в активную разработку современных проблем общего и профессионального образования, их убежденность в том, что конкурентоспособным ресурсом деятельности учителя, преподавателя, воспитателя являются не только знания, владения информацией, освоенные педагогические технологии, сколько общая и профессиональная культура, обеспечивающая личностное и профессиональное развитие, способности создавать и передавать ценности.

По характеру и масштабности проведенных и выполняемых исследований можно говорить о формирующихся научных школах, которые в будущем могут заявить о себе вполне самостоятельно.

В рамках разработанной концепции формирования профессионально-педагогической культуры в научной школе профессора И.Ф. Исаева подготовлены монографии и учебные пособия, рекомендации, программы и др. Научная школа объединяет ученых-педагогов, преподавателей вузов, колледжей, техникумов, учителей, руководителей муниципальных и региональных органов управления образованием.

Молодые ученые исследуют актуальные проблемы воспитания обучающихся, формирование субъект-субъектных отношений, профессионально-ценностной установки, воспитание толерантной культуры в деятельности куратора студенческой группы (С.А. Вербицкая, Е.И. Ерошенкова, Е.Н. Кролевецкая, И.Г. Комарова).

Активно исследуются особенности формирования различных сторон профессиональной педагогической культуры учителя, воспитателя преподавателя: дидактической культуры (О.А. Игумнов, Л.В. Годовникова, А.Д. Клубис, Т.А. Приставка, Н.М. Фатьянова); профессионально-коммуникативной и гендерной культуры (О.В. Волкова, И.И. Лысова, Н.В. Ряполова, И.Р. Санникова, О.А. Храмочкина); информационной культуры (А.В. Боева, А.Г. Клепикова, Ж.Н. Шепелева). Культуры здоровья и здоровьесберегающих технологий (Н.С. Гаркуша, А.В. Воронков, И.Н. Никулин, В.Д. Сен, В.В. Сокорев); культуры самоопределения и ценностных ориентаций (М.В. Владыка, Т.Ю. Гущина, В.М. Дальниченко, В.Н. Кормакова, Е.В. Пеньков, Е.В. Шаманская); музыкально-педагогической и эстетической культуры (Т.В. Абрамова, Г.В. Байбикова, Л.В. Бурая, Л.И. Глазунова, Т.А. Приставкина); историко-педагогической культуры (А.М. Болгова, Н.Г. Тарасенко, Н.Э. Чернявская, В.М. Щербинина, Г.В. Хорхордина). В число исследовательских проблем научной школы входят также работы, посвященные сравнительно-педагогическому анализу деятельности учителей, преподавателей образовательных учреждений за рубежом (И.Б. Акиншина, О.А. Витохина, Н.И. Костина, Н.В. Фисунова и др.).

Перспективы развития данного научного направления заключаются:

  • а) в развитии профессионально-педагогической культуры преподавателей и учителей в системе непрерывного педагогического образования, новом содержательном наполнении курса «Преподаватель высшей школы» для магистров, аспирантов, молодых преподавателей, обогащении программ послевузовского повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров;
  • б) в проведении сравнительно-педагогических исследований на основе изучения зарубежного научно – педагогического опыта и опыта работы отечественных образовательных и научных учреждений по развитию профессионально-педагогической культуры;
  • в) в разработке теоретических основ формирования профессионально-педагогической культуры работников системы образования и выполнении прикладных исследований по данной проблеме;
  • г) в разработке рекомендаций, учебно-методической литературы для студентов педагогических учебных заведений, осуществляющих подготовку будущих учителей.

Основные задачи, решаемые в рамках научного направления:

  • Изучение состояния сформированности профессионально-педагогической культуры студентов, преподавателей, учителей различных типов учебных заведений.
  • Разработка теоретико-методологических и технологических основ формирования профессионально-педагогической культуры.
  • Подготовка научных и научно-педагогических кадров в области развития творческого потенциала (способностей) личности ребенка.
  • Выполнение консультативных и информационно-аналитических и других профессионально-образовательных услуг.
  • Выполнение студентами курсовых, дипломных работ и проектов, а также других исследовательских работ.

Направления исследований

  • Приоритетные направления исследований научной школы:
  • теория и методология профессиональной педагогической культуры (И.Ф.Исаев);
  • формирование индивидуального стиля преподавателей высшей школы (Л.Н. Макарова);
  • профессионально-педагогическая самореализация преподавателя высшей школы (М.И. Ситникова);
  • полисубъектное управление развития образовательной системы (В.И. Коваленко);
  • профессионально-творческое саморазвитие студентов и преподавателей (И.А. Шаршов);
  • социально-экологическая культура личности (В.С. Шилова);
  • духовно-нравственная культура личности (Н.Л. Шеховская);
  • культура самоопределения личности в сфере рабочих профессий (В.Н. Кормакова);
  • развитие творческого потенциала личности (Г.В. Макотрова);
  • поликультурное образования (И.П. Ильинская) и др.

Грантовая активность и хоздоговора за последние 5 лет.

«Разработка и реализация культуротворческой модели развития научного потенциала личности» Номер госрегистрации: Государственный контракт № 02.740.11.0426. Руководитель – проф. Исаев И.Ф.;

«Развитие внутрироссийской мобильности научных и научно-педагогических кадров на базе ведущих научно-образовательных центров в области социально-гуманитарных наук» Номер госрегистрации: Государственный контракт № 14.741.11.0073.

Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы. Выполнение поисковых научно-исследовательских работ для государственных нужд «Разработка психолого-педагогического сопровождения подготовки будущего специалиста в условиях инновационного развития отечественной высшей школы» Государственный контракт № П471. Руководитель – проф. Исаев И.Ф.;

«Разработка и психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования профессионально-ценностной установки будущего специалиста в образовательном пространстве вуза». Номер госрегистрации 01200958274. Руководитель – доц. Ерошенкова Е.И.

«Разработка и внедрение личностно ориентированных воспитательных технологий взаимодействия куратора и студенческой группы» Аналитической ведомственной целевой программы “Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)”. Проект № 3.1.1/5320. Руководители – проф. Исаев И.Ф., доц. Кролевецкая Е.Н.

«Использование сети Интернет в развитии научного потенциала старшеклассников». Проект №3.2.3/4578. Руководитель – доц. Макотрова Г.В.

«Разработка культурологической концепции самоопределения старшеклассников сфере высокотехнологичных рабочих профессий». Номер госрегистрации 01201265027, код ГРНТИ 14.25.00 Руководитель – проф. Исаев И.Ф.;

«Разработка и реализация модели тьюторского сопровождения учебно-профессиональной самореализации будущего специалиста в образовательной среде вуза». Номер госрегистрации 6.1387.2011, код ГРНТИ 14.35.01, 14.35.05, 14.35.07. Руководитель – проф. Исаев И.Ф.;

«Разработка перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, при приеме для обучения по которым поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) в порядке, предусмотренном при заключении трудового договора (служебного контракта) по соответствующей должности, профессии или специальности». Номер госрегистрации 01201252138, код ГРНТИ 14.01.01, 14.15.15. Руководитель – проф. Ситникова М.И.;

«Организационно-методическое сопровождение проведения Всероссийской психолого-педагогической олимпиады студентов» Номер госрегистрации № 12.741.11.0044. Руководитель - проф. Исаев И.Ф.;

«Разработка и реализация психолого-педагогических условий развития инновационного стиля профессиональной деятельности будущих специалистов в образовательном пространстве вуза». Номер госрегистрации № 14.А18.21.0098. Руководитель – проф. Исаев И.Ф.

Проект №11-36-00201 а1, «Информационно-коммуникационное сопровождение творческого саморазвития старшеклассников в познавательной деятельности». Номер госрегистрации №01201156133. Руководитель – доц. Макотрова Г.В.

«Разработка и внедрение механизмов управления качеством образования в условиях инновационного развития вуза». Номер госрегистрации № 16.740.11.0121 от 02 сентября 2010 г. код ГРНТИ 14.15.15; 82.01.00 Руководитель - проф. Ситникова М.И.

«Разработка структурно-динамической модели самостоятельно устанавливаемого вузом образовательного стандарта в условиях инновационного развития вузов». Номер госрегистрации № 10.148.2011. Руководитель – проф. Ситникова М.И.;

Проект № 3.1.1/5320 «Разработка и внедрение личностно ориентированных воспитательных технологий взаимодействия куратора и студенческой группы» аналитической ведомственной целевой программы “Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)”. Руководитель – проф. Исаев И.Ф

Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы научно-исследовательские работы по лоту лот № 1, шифр лота 2009-1.1-000-079, по теме «Разработка и реализация культуротворческой модели развития научного потенциала личности», государственный контракт № 02.740.11.0426. Руководитель – проф. Исаев И.Ф.

«Проведение поисковых научно-исследовательских работ по направлению «Гуманитарные науки» в рамках мероприятия 1.4. ФЦП», федеральная программа, БелГУ, № 3/НК – 348П от 21 августа 2009г. Руководитель – проф. Исаев И.Ф.

Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы, проект «Разработка и психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования профессионально-ценностной установки будущего специалиста в образовательном пространстве вуза», Госконтракт № П1027 от 20 августа 2009 г. Руководитель – доц. Ерошенкова Е.И.

Федеральная целевая программа «Использование сети Интернет в развитии научного потенциала старшеклассников» аналитической ведомственной целевой программы “Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010) годы, проект 3.2.3/4578. Руководитель – доц. Макотрова Г.В.;

Проект РГНФ «Нейропедагогические условия индивидуализации развития творческого потенциала старшеклассников», №08-06-00193 а. Руководитель – доц. Макотрова Г.В.

Федерально-региональная – проект РГНФ «Социальное партнерство школ региона в развитии учебно-исследовательской культуры старшеклассников», № 08-0655620 а/Ц. Руководитель – доц. Макотрова Г.В.

«Профессионально – педагогическая культура», код ГРНТИ 14.35.00. Руководитель – проф. Исаев И.Ф.

«Разработка технологии формирования культуры самореализации преподавателя вуза в различных сферах педагогической деятельности». Код ГРНТИ: 14.15.00. Руководитель – проф. Ситникова М.И.

Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг., в рамках реализации мероприятия № 1.2.1 Проведение научных исследований научными группами под руководством докторов наук. Проект: «Разработка и внедрение механизмов управления качеством образования в условиях инновационного развития вуза». Госконтракт № 16.740.11.0121 от 02 сентября 2010 г. Руководитель – проф. Ситникова М.И.

Организационно-техническое обеспечение проведения молодежной конференции «Высшая школа: знания или умения? Инновационные подходы в образовании» ГК №14.741.11.0303 от 07.10.2011 г. Код ГРНТИ: 14.01.13. Руководитель – проф. Исаев И.Ф.

«Развитие личностно-творческого потенциала будущего специалиста в образовательном процессе вуза». Код ГРНТИ: 14.35.00; 14.07.03. Руководитель – проф. Исаев И.Ф.

«Духовный феномен личности в традиции русской педагогической мысли». Код ГРНТИ: 14.09.00; 02.51.45. Руководитель – проф. Шеховская Н.Л.

«Основные средства реализации дифференцированного подхода в системе социально-экологического образования студентов». Код ГРНТИ: 14.35.07. Руководитель – проф. Шилова В.С.

«Разработка и реализация культурологической концепции самоопределения старшеклассников в сфере высокотехнологичных рабочих профессий» Госконтракт № 14.А18.21.0042. Руководитель – проф. Исаев И.Ф.

«Разработка и реализация психолого-педагогических условий развития инновационного стиля профессиональной деятельности будущих специалистов в образовательном пространстве вуза» Госконтракт №14.А18.21.0098. Руководитель – проф. Исаев И.Ф.

Список защищённых диссертационных работ, выполненных в рамках данного научного направления, за последние 5 лет.

Под научным руководством профессора Исаева И.Ф. в последние пять лет защищены докторские диссертации:

  • Кормакова В.Н.
  • Кандидатские диссертации:
  • Кролевецкая Е.Н.
  • Ерошенкова Е.И.
  • Клепикова А.Г.
  • Лысова И.И.
  • Вербицкая С.А.
  • Фисунова Н.В.
  • Комарова И.Г.
  • Волкова О.В.
  • Акиншина И.Б.
  • Алиева О.В.
  • Свеженцева И.Б.
  • Ерошенков Н.В.


Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сообщение об ошибке автоматически отправится в редакцию.
Пользователям
Быстрый переход
Актуально
V Всероссийский Фестиваль науки
108012319 посещений
36898164 уникальных
31321 заходили сегодня
211 сейчас онлайн
12+

Оставайтесь с нами:
RSS YouTube Facebook
Twitter VK Instagram

Вверх