Навигация
Новости науки
Структура управления научной деятельностью
Научные направления
Научные мероприятия
Конкурсы и гранты
Диссертационные советы
Защита диссертаций
Повышение квалификации
Научные ведомости БелГУ
Интерактив
Научные ресурсы
Электронный архив открытого доступа
НИУ «БелГУ» приглашает
НИУ



НИУ

Функционально-семиологическая и когнитивная лингвистика

Руководитель направления: Прохорова Ольга Николаевна
Ведущие ученые в данной области: Доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры английского языка Чекулай Игорь Владимирович
Код ГРНТИ: 16.21.35

Состав научного коллектива:

  • Ромашина Ольга Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка
  • Яценко Юлия Николаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка
  • Белкина Ирина Валерьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка
  • Белозерова Марина Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка
  • Пупынина Елена Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка
  • Дехнич Ольга Витальевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка
  • Перуцкая Татьяна Викторовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка
  • Доборович Анна Николаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка
  • Кузьмичева Вита Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка
  • Дрыгина Юлия Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка
  • Куприева Ирина Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка
  • Машкова Елена Викторовна, ассистент кафедры английского языка
  • Морозова Елена Николаевна, ассистент кафедры английского языка
  • Шевченко Елена Михайловна, ассистент кафедры английского языка
  • Погожая Светлана Николаевна, аспирант кафедры английского языка
  • Лукьянова Елена Викторовна, аспирант кафедры английского языка
  • Гурьева Ирина Анатольевна, аспирант кафедры английского языка

Обоснование значимости (актуальности) научного направления

Новая ступень развития лингвистической науки, окончательно укрепив свои позиции в XXI веке, обращается к наиболее совершенным методам исследования семантики лексических единиц, позволяющим научному анализу выйти на качественно новый уровень и комплексно изучить значение языкового знака. В связи с этим предполагается, что современные методики будут учитывать не только обыденные, общетеоретические знания об объекте, что было характерно для традиционных методов, но и привлекут знания энциклопедические, ситуативные, индивидуальные, принимающие в расчет не только свойства объекта, но и возможные роли, в которых данный объект выступает. Соответственно, повышается интерес к когнитивной природе языковых явлений, к изучению процессов, лежащих в основе языковой способности человека. Так, на первый план выходит когнитивное научное направление, которое позволяет апеллировать к глубинным структурам человеческого сознания в процессе анализа семантического содержания языковых единиц. Научное направление «Функционально-семиологическая и когнитивная лингвистика» следует идеям современной лингвистической науки и, посвящено системному и комплексному описанию функционирования единиц языка и речи с позиций современного когнитивного подхода, выявлению особенностей отражения воспринятого человеком опыта в значениях лексических единиц.

Опора научного направления на передовые методы современной когнитивистика, в частности на методы лингвокогнитивного моделирования, и внедрение их в анализ языковых данных, является наиболее актуальным, поскольку позволяет вскрыть механизмы проецирования воспринятого человеком опыта в значениях лексических единиц и связать весь объем экстралингвистического знания со значением лексемы, активизируемым звуковой формой. В связи с этим становится возможным привлечь к лингвистическому исследованию данные смежных с лингвистикой наук (философии, психологии, когнитивной психологии, физиологии) и учесть всю многогранность процессов, действий, состояний, отраженных в значении лексических единиц различных тематических групп. Кроме того, благодаря моделированию ментальных структур (концептов, фреймов, гештальтов и пр.) станет возможным определить специфику «упаковки и хранения» информации, а также выявить особенности вербализации этой информации средствами языка и речи. Также благодаря работе с графическими моделями появляется возможность рассмотреть максимальное количество лексических единиц и описать разнородную на первый взгляд лексику, как составляющую различных лексических категорий, организованных по прототипическому принципу.

Актуальность настоящего направления обусловливается также и масштабностью исследования. Дело в том, что благодаря научному потенциалу направления, а именно возможности учета нелингвистического знания, учета механизма профилирования и т.д. появляется возможность работы с лексическим пластом современного языка не только в рамках одной тематической группы, но и  в рамках разных частеречных категорий. Дополнение когнитивных методов анализа традиционным, в частности, компаративным методом, позволяет выявить сходства и различия «упаковки, хранения и передачи знаний» посредством языковых фактов в разных группах языков, а также осмыслить национальную специфику, что позволяет достигнуть основной цели научного направления - выявить культурно-когнитивный потенциал английского языка в рамках его британского и американского вариантов и описать его закономерности на основе когнитивно-ориентированных методов анализа.

Перспективы развития данного научного направления заключаются:

а) во внедрении в общеобразовательный процесс результатов работы в направлении исследования ключевых концептов английской и американской лингвокультур (курсы лекций для студентов, бакалаврантов, магистранов, аспирантов);
б) во внедрении результатов разработки лексического пласта различных тематических групп и частеречных категорий в лексикографическую практику;
в) в разработке основ исследования в когнитивном направлении, в частности, в виде методических рекомендаций и пособий для начинающих исследователей;
г) в выявлении «национальной» составляющей универсальных концептов благодаря внедрению метода компаративного анализа в изучении соответствующих тематических групп лексики.

Вклад авторского коллектива в развитие научного направления
Авторский коллектив научного направления ведет работу по исследованию ключевых концептов американской и английской лингвокультур: синестетических концептов (О.Н. Ромашина), когнитивных метафор (О.В, Дехнич), фреймов психической сферы (Ю.Н. Яценко, И.А. Куприева) и др. Результаты работы находят отражение в публикациях в различных журналах, в том числе и ВАК.

На протяжении двух лет некоторыми членами научного коллектива (О.Н. Прохорова, И.В, Чекулай, И.А. Куприева, С.Н. Погожая, Е.В. Лукьянова) ведется разработка проблемы госконтракта, связанного с выявлением ментальной структуры, отвечающей за модификацию значения лексических единиц абстрактной семантики в группах германских и славянских языков. Результатом такой работы явятся готовящиеся печатные материалы  методическое пособие для студентов, аспирантов и магистрантов и планируемая монография «Ментальные структуры и их репрезентация лексическими средствами в германских и романских языках». Кроме того, результаты, получаемые по факту каждого этапа госконтракта, находят отражение в публикациях научного коллектива.

Основные задачи, решаемые в рамках научного направления:
  1. Разработка и внедрение основ методов лингвокогнитивного направления в анализ лексического пласта английского и американского вариантов языка;
  2. Разработка ключевых концептов английской и американской лингвокультур;
  3. Систематизация лексики различных тематических и частеречных групп;
  4. Внедрение результатов, полученных в ходе разработки заявленной проблематики в общеобразовательный процесс.
Исследования по госконтрактам

На протяжении двух лет ведется поисковая научно-исследовательская работа по направлению «Филологические науки и искусствоведение» в рамках мероприятия 1.2.1 Программы «Ментальные структуры и их репрезентация лексическими средствами в германских и славянских языках».

В результате работы по итогам трех пройденных этапов проекта получены следующие результаты:

  1. разработаны теоретические основы внедрения метода лингвокогнитивного моделирования в анализ лексических единиц различных тематических групп;
  2. представлена модель «идеальной» ментальной структуры;
  3. смоделирована когнитивная карта каждой лексической единицы, входящей в исследовательский корпус.
  4. внедрены основы метода фреймовой семантики и концептуального анализа в исследовании лексических и фразеологических единиц различных тематических групп и частеречных категорий.
  5. по факту работы с эмпирическими данными смоделированы и представлены ключевые концепты и фреймы английской и американской лингвокультур.
Важнейшие публикации за последние 5 лет:
  1. Прохорова О.Н., Чекулай И.В. Проблема выражения концепта «счастье» в различных языках. // Вестник Российского университета Дружбы народов. Серия: Лингвистика. – М.: 2006. - №8. – С. 29-36.          
  2. Прохорова О.Н. Доборович А.Н. Структурирование концептосферы «креативити» в психолингвистическом аспекте  // Вестник Белгородского ун-та Потребительской кооперации. - №4 (19). – Белгород, 2006. – С. 204-206.                            
  3. Прохорова О.Н.,  Пупынина Е.В. Специфика вербализации концепта «пространство» с помощью существительного “position” в современном русском языке. // Известия Тульского гос.  Университета. – Серия: Проблемы языкознания. – Вып. 8. – Тула, 2006. – С. 114 – 120.
  4. Прохорова О.Н., Рогачева (Яценко) Ю.Н Метафорическое представление концепта «память» в английском языке. // Гуманитарные и социально-экономические науки. - №2. – Ростов-на-Дону, 2006. – С. 128 – 130.
  5. Прохорова О.Н., Голубева Ю.Н. Функционально-семантические особенности жестовых кинесем. // Вестник Белгородского ун-та Потребительской кооперации. - №3 (18). – Белгород, 2006. – С. 274-277.
  6. Чекулай И.В. Оценочная специфика параметрических предикативных слов в английском языке. // Гуманитарные и социально-экономические науки. - №1. – Ростов-на-Дону, 2006. – С. 159-161.
  7. Чекулай И.В. Ценность и оценка как факторы формирования языковых категорий и уровней речевой актуализации концептов. // Известия Тульского гос.  Университета. – Серия: Проблемы языкознания. – Вып. 8. – Тула, 2006. – С. 146 – 156.
  8. Прохорова О.Н., Куприева И.А. Психологическая основа рассмотрения фрейма «внимание» и его репрезентация в английском языке // Вестник университета. – Сер. Социология и управление персонлом. - № 8 (24). – М.: ГОУВПО Гос. ун-т управления, 2006. – С. 153-157.
  9. Кузьмичева В.А. Активизация фрейма «социальной деятельности по достижению цели» глагольными лексемами английского языка // МИТС-НАУКА: международный научный вестник: сетевое электронное научное издание – Ростов-на-Дону: РГУ; №4, 2006.; Иден. Номер 0420600032\0042  
  10. Кузьмичева В.А. Семантика фреймов в исследовании английских глаголов "«социальной деятельности по достижению цели» // Вестник Белгородского университета потребительнской кооперации. – Белгород: БУПК, 2006. - № 4(20). – С.170-171.
  11. Прохорова О.Н., Куприева И.А. Психологическая основа рассмотрения фрейма «внимание» и его репрезентация в английском языке // Вестник университета. – Социология и управление персоналом. - №8 (24). – М.: Государственный университет управления, 2006. – С. 153-157.
  12. Куприева И.А. Особенности актуализации облигаторных компонентов фрейма «внимание» (на примере глаголов зрительной перцепции) // МИТС-НАУКА: международный научный вестник: сетевое электронное научное издание – Ростов-на-Дону: РГУ; №4, 2006.; Иден. номер 0420600032\0097
  13. Дрыгина Ю.Н. Возможности использования метода фреймового анализа для исследования семантики глагольных лексем со значением управления в английском языке // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. – Белгород: БУПК, 2006. – № 4 (19).
  14. Дрыгина Ю.Н. Прототипический подход к анализу глагольной лексики, вербализующей фрейм «управление» в современном английском языке // МИТС-НАУКА: международный научный вестник: сетевое электронное научное издание – Ростов-на-Дону: РГУ; №4, 2006.; Иден. номер 0420600032\0098
  15. Прохорова О.Н., Чекулай И.В. Проблема ценности в философской и лингвистической семантике // Акмеология. - №2. – 2006. – С. 10-19.
  16. Чекулай И.В. Волевой компонент ценностного осмысления действительности и его языковое выражение // Акмеология. - №3. – 2006. – С. 113-117.
  17. Прохорова О.Н., Белозерова М.С. Субфрейм «производство» как часть фрейма «намеренное созидание объектов действительности» в САЯ // Вестник Поморского университета. – Вып. 2007. - №6. – С.147-151.
  18. Прохорова О.Н., Чекулай И.В. Принцип матрично-сетевой организации системы ценностных концептов // Вестник РУДН. – Сер. Лингвистика, 2007. - №1 (9).
  19. Прохорова О.Н. Средство репрезентации концепта “тревога” в современном английском языке // Вестник РУДН. Сер. Лингвистика.-2007.-№ 4.- с.36-41.
  20. Чекулай И.В. Проблемы моделирования содержательной структуры концепта «глупость» в современном английском языке // Вестник РУДН. Сер. Лингвистика. – 2007. - № 4. – С.42-46.
  21. Машкова Е.В. Структура фрейма  «достижение успеха» и особенности его репрезентации глагольными лексемами со значением успеха в спорте (на материале английского языка). // Вестник Поморского университета. Сер. Гуманитарные и социальные науки. – Архангельск, 2008. - № 5. – С. 115-118.
  22. Машкова Е.В. Механизм репрезентации фрейма «достижение успеха» некоторыми глагольными лексемами с общим значением «преуспеть  в какой-либо деятельности.// Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Серия Филология. – Челябинск, 2008. – №10. – С. 150-162.
  23. Морозова Е.Н. Рассмотрение концепта порча через призму ценностно-оценочных отношений // Вестник Поморского университета. Научный журнал № 5/2008 Гуманитарные и социальные науки / отв. ред. В.И. Голдин. - Поморский госуниверситет им. Ломоносова М.В, 2008. -  171 с. (с.119-122)
  24. Прохорова О.Н., Чекулай И.В. Основные параметры функционально-деятельностного подхода к изучению значимых характеристик оценочных единиц языка и речи // Вестник РУДН Сер. Лингвистика.-2008.-№ 2.- с.85-91.
  25. Гурьева И.А. Лингвистические и философо-психологические основы реализации концептов LUCK / FORTUNE в САЯ // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. Т1, 4. – СПб: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2009. – С.29-37
  26. Дехнич О.В. Антропоцентрический характер метафорических репрезентаций (на примере метафоры дерева) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Вопросы образования: языки и специальность. – 2009. - №2. – С.39-43.
  27. Морозова Е.Н. Структурно-содержательные особенности концепта порча с позиции ценностных приоритетов лингвокультурной английской общности // Вестник государственного университета им. А.С. Пушкина. - №1. – Серия «Филология». – 2009. – С.28-41.
  28. Прохорова О.Н., Шевченко Е.М. Концептуальные основы образования значений ФЕ, репрезентирующих концепт «путешествие» в САЯ // Вестник РУДН. - №1, 2009. – С. 48-52.
  29. Прохорова О.Н., Погожая С.Н. Концепт «Восхищение» и комбинаторные возможности репрезентирующих его адъективных лексем // Вестник Московского государственного областного университета: Серия: Лингвистика, №4. – М., 2009. – С.96-100
  30. Ромашина О.Ю. Репрезентация синестетических концептов в русском и английском фразеологическом фонде // Мова. Науково-теоретичний часопис з мовознавства. - №15. – Одесса «Астропринт», 2010. – С.169-174. (ВАК Украины)
  31. Прохорова О.Н., Чекулай И.В. Функционально-прагматическая роль бионимов в организации дискурса в русском и английском языках // Мова. Науково-теоретичний часопис з мовознавства. - №15. – Одесса «Астропринт», 2010. – С.204-210. (ВАК Украины)
  32. Доборович А.Н., Дрыгина Ю.А., Кузьмичева В.А. Психолингвистическое обоснование структурирования концептосферы “creativity” в английском языке // Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. – Краснодар / КубГАУ, 2010 № 62(08), – Режим доступа: http:// http://ej.kubagro.ru/2010/08/pdf/06.pdf
  33. Дрыгина Ю.А., Кузьмичева В.А. Особенности вербализации фрейма «управление» периферийными глаголами // Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. – Краснодар / КубГАУ, 2010 № 58(04),  –Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2010/04/pdf/10.pdf
  34. Гурьева И.А. Лексические средства выражения концептов LUCK / FORTUNE в САЯ // Вестник БГУ, Улан-Удэ. Вып.11. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского университета, 2010. – С.35-38.
  35. Погожая С.Н. Способы выражения эмоциональности в языке (на примере эмоционального состояния «Восхищение») // Научные Ведомости Белгородского государственного университета: Серия Гуманитарные науки №8. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2010. С.133-139.
  36. Машкова Е.В., Прохорова О.Н. Лексико-семантичские особенности репрезентации субфрейма «достижение успеха в вооруженных конфликтах» // Вестник РУДН. Сер. Лингвистика. - №4. – 2010. – С.72-79.
  37. Чекулай И.В., Прохорова О.Н. Принципы оценочной актуализации как ментальные и речевые варианты принципов ценностной квазикатегоризации и их характерные черты // Научные Ведомости Белгородского государственного университета: Серия Гуманитарные науки №8. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2010. С.167 - 177.
  38. Лукьянова Е.В. Этимология ключевого концепта «потеря» в английском языке // Научные Ведомости Белгородского государственного университета: Серия Гуманитарные науки №8. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2010. С.110-119.
  39. Чекулай И.В., Прохорова О.Н. Категории ВРЕМЕНИ и ПРОСТРАНСТВА как отражение онтогенеза и филогенеза ценности и ценностного отношения // Научные Ведомости Белгородского государственного университета: Серия Гуманитарные науки № 12. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2010. С.92 - 100.
  40. Чекулай И.В., Прохорова О.Н. Гипотеза дифференциации значений прилагательных английского языка GOOD, NICE, FINE // Вестник РУДН. – М., 2010. - №2. – С.51-58.
  41. Чекулай И.В. Лингвопрагматические особенности электронной коммерческой корреспонденции // Вестник Московского государственного областного университета: Серия: Лингвистика. – М.: Изд-во МГОУ, 2009. - №4. – С.7-10
  42. Доборович А.Н., Дрыгина Ю.А., Кузьмичева В.А. Особенности структурации фрейма «социальное управление» // Вестник Поморского государственного университета. Гуманитарные и социальные науки. №7, 2010. – С. 207-212
Монографии, пособия:
  1. Чекулай И.В. Функционально-деятельностный подход к изучению принципов оценочной категоризации в САЯ. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. – 236 с. (13,72 п.л.)
  2. Прохорова О.Н., Чекулай И.В., Дегтярь И.Н. Пособие по лексикологии современного английского языка Учебное пособие // Белгород: БелГУ, 2007. – 10п.л. 10 п.л.(3,5 п.л.)
  3. Прохорова О.Н., Вишнякова О.Д., Пупынина Е.В., Дьяченко Т.Д.,, Чекулай И.В.Privacy как базовая ценность американской культуры (учебное пособие) М.: Национальный институт бизнеса, 2010. – 100с.
Диссертации, защищенные в рамках научного направления за последние 5 лет:
  1. Голубева Ю.В. Репрезентаци я фрейма «жестикуляция» английскими глаголами и глагольными сочетаниями 10.02.04 БелГУ 02.12. 2006 (Науч. рук. О.Н. Прохорова)
  2. Кузьмичева В.А. Семантико-синтаксические особенности глаголов, репрезентирующих фрейм социальной деятельности по достижению цели в САЯ БелГУ10.02.0426.12. 2006 (Науч. рук. О.Н. Прохорова)
  3. Доборович А.Н. Языковые средства репрезентации концептосферы «creativity» на материале существительных абстрактной семантики 10.02.04 БелГУ01.12.2006(Науч. рук. О.Н. Прохорова)
  4. Дрыгина Ю.А. Репрезентация фрейма «управление» глагольными лексемами САЯ 10.02.04 БелГУ25.05. 2007(Науч. рук. О.Н. Прохорова)
  5. Куприева И.А. Семантико-синтаксические особенности леексических репрезентантов фрейма «внимание» 10.02.04. БелГУ 25.05 2007(Науч. рук. О.Н. Прохорова)
  6. Белозерова М.С. Семантические и функциональные особенности глагольных лексем, репрезентирующих фрейм «намеренное создание объектов действительности»10.02.0421.04. 2008(Науч. рук. О.Н. Прохорова)
  7. Шевченко Е.М. Вербализация концепта «путешествие» ФЕ САЯ 10.02.04. БелГУ10.12. 2009(Науч. рук. О.Н. Прохорова)
  8. Машкова Е.В. Репрезентация фрейма «Достижение успеха» глагольными лексемами современного английского языка 10.02.04. БелГУ22.12. 2010(Науч. рук. О.Н. Прохорова)
  9. Морозова Е.Н. Структурно-семантические и функциональные особенности глагольных лексем, репрезентирующих концепт «Порча» в современном английском языке 10.02.04 БелГУ22.12. 2010(Науч. рук. И.В. Чекулай)Образовательная деятельность в рамках научного направления
Значимость научного направлении определяется вкладом в лексикографическую практику, поскольку системное рассмотрение лексики, ранжирование по ядерно-периферийному и тематическому принципам является ценным материалом для составления фреймовых словарей и корпусов. Кроме того, методические рекомендации по внедрению метода лингвокогнитивного моделирования в анализ лексики любых тематических групп в виде планируемого методического пособия могут быть использованы, как в курсе лекций по лексикографии и когнитивной лингвистике, так и при определении перспектив дальнейшего исследования в данном направлении.

Планируемая монография «Ментальные структуры и их репрезентация лексическими средствами в германских и романских языках», как систематизация и обобщение полученных в ходе исследования результатов, наряду с материалами исследования может быть использована в практике преподавания таких лингвистических дисциплин, как «Когнитивная семантика»; «Сопоставительная грамматика современного английского и французского языка»; «Когнитивные основы перевода»; «Сравнительная типология»; «Новые направления в отечественной и зарубежной семантике», при подготовке учебных пособий, как дополнительный материал в написании курсовых, дипломных и магистерских работ по филологическим дисциплинам.

Кроме того, выводы, сделанные по результатам исследования, создают предпосылки для дальнейшего анализа когнитивных оснований лексических значений слов посредством обращения к методам лингвокогнитивного моделирования на материале других языков.

 

Пользователям
Быстрый переход
Актуально
V Всероссийский Фестиваль науки
82379439 посещений
28847875 уникальных
32902 заходили сегодня
157 сейчас онлайн
12+

Оставайтесь с нами:
RSS YouTube Facebook
Twitter VK Telegramm

Вверх